К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК И НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РФ

3 октября 5:45

Одним из эффективнейших рычагов в экономике являются налоги. Развитие рыночной экономики в России способствовало выявлению проблемы налогового контроля.

Налоговый контроль проводится посредством проверок. Существует два вида проверок: камеральные – проверки, проводимые в налоговой инспекции, и выездные – проверки, проводимые на территории или в помещении налогоплательщика. Как нам представляется, именно выездные налоговые проверки заслуживают глубокого и всестороннего изучения, в связи с тем, что они являются наиболее действенным способом контроля за добросовестностью уплаты налогов налогоплательщиками. При назначении данного вида налоговой проверки ставится определенная цель – проверка правильности, полноты и своевременности уплаты налогов.

Выездной проверке подвергаются не все налогоплательщики, а только те, которые соответствуют критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, закрепленных в Приказе Федеральной налоговой службы России (далее – ФНС России) от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.[1] При этом проверка должна быть эффективной, тем самым решение о выездной проверке выносится в отношении, как правило, тех налогоплательщиков, у которых сумма недоимок является существенной, и имеется реально выверенная схема по уходу от налогообложения.

Проанализировав итоги контрольной работы Управления ФНС России по Краснодарскому краю (далее – КК), мы можем выявить и наглядно оценить эффективность и результативность рассматриваемого нами инструмента налогового контроля, а также определить его роль в пополнении регионального бюджета.

Исходя из статистических данных, в 2017 году УФНС России по КК всего было проведено 1 729 989 налоговых проверок, 4 133 из которых –выездные. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доля выездных налоговых проверок крайне невысока и составляет всего около 0,002 %. Однако, несмотря на такой невысокий показатель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество выездных налоговых проверок увеличилось на 3 019. Такой резкий скачок можно объяснить значительным увеличением количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, состоящих на налоговом учете, а также проведением позитивной кадровой работы в инспекциях Краснодарского края.

Одним из важнейших показателей, отражающих эффективность выездных налоговых проверок, является пополнение бюджета посредством дополнительно начисленных платежей по результатам проверки. Так, в 2017 году по итогам налоговых проверок дополнительно начислено 39,9  млн рублей, из которых 25,1 млн (АППГ – 7,1 млн) – по результатам именно выездных налоговых проверок, что свидетельствует о более высокой эффективности (более 60 %) данного вида проверок относительно камеральных. В 2018 году по итогам всего 680 выездных налоговых проверок региональный бюджет пополнился на 5,3 млн рублей посредством дополнительно начисленных платежей.

Проанализировав вышеуказанные статистические данные, можно сделать вывод о том, что в отличие от камеральной, выездная налоговая проверка является более эффективной и результативной.

Однако стоит отметить, что в связи с развитием информационных технологий появляется принципиально новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Данный вид налогового контроля регламентируется главой 14.7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), содержащей в себе общие положения о налоговом мониторинге (ст. 105.26 НК РФ), порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга (ст. 105.27 НК РФ), а также порядок досрочного прекращения налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ). Налоговый мониторинг заключается в онлайн-взаимодействии в режиме удаленного доступа ФНС к информационным системам и его бухгалтерской и налоговой отчетности. С 1 января 2016 года данная форма контроля начала реализовываться ФНС России, ее особенностью является то, что налоговые инспекторы получают доступ к данным учета только тех юридических лиц, с которыми заключено специальное соглашение. Согласно ст. 105.27 НК РФ, для перехода на такую форму налогового контроля, организация обязана предоставить заявление о проведении налогового мониторинга, а также совместно с ним регламент информационного взаимодействия, сведения о взаимозависимых лицах, учетную политику для целей налогообложения организации и документы о системе внутреннего контроля.[2]

Данный метод налогового контроля носит доверительный характер: налогоплательщик добровольно предоставляет необходимый объем информации налоговому органу. Такой способ позволяет избавить налогоплательщиков от возможных рисков и нарушений.

В процессе проведения налогового мониторинга объем мероприятий определяется на основе матрицы рисков и контрольных процедур организации. Это позволяет повысить точность налогового контроля, избежать сплошной проверки и приводит к снижению объёма контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов.

Также следует отметить, что такое взаимодействие выгодно как налогоплательщикам, так и налоговым органам.

Во-первых, минимизация издержек, связанных с налоговыми проверками, благоприятно воздействует как на работу налоговых органов, так и на работу налогоплательщиков. Выявлено, что благодаря программе налогового мониторинга издержки компании снижаются на 30%, что очень значительно, особенно если речь идет о крупных организациях.

Во-вторых, налогоплательщики в период проведения налогового мониторинга освобождаются от проведения налоговых проверок, за исключением ряда случаев. Так, например, в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой указана сумма налога, подлежащая уплате в бюджет РФ, в уменьшенном размере (по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией).

Еще одним преимуществом такого способа налогового контроля является снижение документооборота, т.е. сокращение объема документов, представляемых в ответ на требования налогового органа. Следующее достоинство налогового мониторинга – оперативное получение информации о совершении налоговых нарушений. И последнее – такая программа налоговых органов способствует быстрому закрытию налогового периода, достижению ранней налоговой определенности.[3]

Тем самым мы видим, что налоговый мониторинг – наиболее благоприятный и взаимовыгодный для обеих сторон метод налогового контроля.

Следует отметить, что за все время действия налогового мониторинга организациями-налогоплательщиками было направлено ФНС России около 19 запросов на мотивированные мнения.[4] По всем урегулированным вопросам совокупная налоговая база составила 663 млрд рублей: в среднем по каждому мотивированному мнению налоговая база по урегулированным позициям – 35 млрд рублей, сумма налога – 7 млрд рублей. Это показывает то, что данный элемент налогового мониторинга важен и неотъемлем в процессе взаимодействия налогоплательщика и налогового органа.

С 2016 года на налоговый мониторинг перешли 26 организаций, на сегодняшний день такой способ используется 44 крупными российскими компаниями. Это участники групп «Лукойл», «Газпромнефть», «Новатэк», «Аэрофлот», «Мегафон» и другие организации.

Согласно онлайн-опросу, проведенному ФНС России на «круглом столе», большинство организаций-участников налогового мониторинга заявили, что такая программа позволяет снизить риски через урегулирование спорных вопросов. Также крупные компании отмечают, что это позволяет им повысить престиж организации, подтвердить статус добросовестного налогоплательщика.

Таким образом, мы видим, что организациям наиболее выгодно проводить именно налоговый мониторинг, как вид налогового контроля. Однако это не получило еще широкого распространения среди налогоплательщиков. Учитывая все показатели и преимущества такого метода проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, в скором времени большинство российских компаний перейдут именно на налоговый мониторинг.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.11.2019).
  2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (ред. от 10.05.2012г.)
  3. Агабабян В.Э., Очаковский В.А. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации// Полиматис. 2018. №9. С. 13-18.
  4. Гнатышина Е.И. Лебедева Е.С., Никитина Е.О. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля// Вестник евразийской науки. 2017. №5. С. 1-2.

 

[1] Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (ред. от 10.05.2012 г.).

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.11.2019)

[3] Агабабян В.Э., Очаковский В.А. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации// Полиматис. 2018. №9. С. 13-18.

[4] Гнатышина Е.И. Лебедева Е.С., Никитина Е.О. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля// Вестник евразийской науки. 2017. №5. С. 1-2.