В современной образовательной доктрине РФ, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Федеральной целевой программе развития образования утверждается приоритет принципа преемственности на различных этапах обучения.
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Именно преемственность является залогом реализации компетентностного подхода, являющегося основой ФГОС нового поколения. Стандарт направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- Особенности профессионального хореографического образования
Содержание балетного образования основано на наследии французской и итальянской школ театрального танца, которое передавалось от поколения в поколение на протяжении XVIII и ХIX веков и обогащалось новым художественным опытом складывающейся русской балетной школы. Весь путь передачи профессиональных знаний, достаточно подробно и достоверно отслежен в трудах Л.Д. Блок, В.М. Красовской и других исследователей балета.
Наряду с содержательными принципами, на протяжении XVIII – ХХ веков складывалась система балетного образования, истории становления которой посвящены работы многих исследователей, в том числе А.В. Фомкина, исследователя хореографического образования, кандидата педагогических наук.
Профессиональное обучение артиста балета имеет только ему присущую специфику. Хореографическая школа объединяет под своей крышей три учебных заведения. Здесь цикл специальных предметов, включающий в себя и искусствоведческие дисциплины, сочетается с полным курсом общеобразовательной школы и начальным музыкальным образованием. Специфика обучения профессии артиста балета диктует ряд методических принципов, проверенных практикой столетий балетного искусства: наличие соответствующих профессиональных данных; начало обучения с раннего возраста; строгая системность; принцип изустно-пластического обучения; ежегодные экзамены (с правом отсева неуспевающих); обучение ведется параллельно со сценической практикой (изучение классического наследия, участие в театральных спектаклях, концертах и т.д.); комплексный подход в преподавании хореографических и общеобразовательных дисциплин на основе их взаимодействия и взаимообогащения.
Подготовка будущих артистов балета в суровых природно-климатических условиях нашей республики имеет свои сложности. Сегодня Якутская балетная школа является единственным учебным заведением ДВФО, выпускающим профессиональных артистов балета. Здесь обучаются дети со всех уголков нашей республики, проходят стажировку иностранные учащиеся.
В целях достижения программного обучения, педагогический совет ЯХУ им. А.В. Посельской внедрил эксперимент – обучение детей с восьмилетнего возраста, так называемое «трехлетнее начальное образование» на основе опыта спортивной гимнастики.
В Якутской балетной школе (колледже) имени А. и Н. Посельских с 2012 года открыт класс дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области искусства «Искусство балета», который является филиалом МОБУ СОШ № 27 города Якутска. Сюда поступают дети, закончившие первый класс и прошедшие профессиональный отбор. Одаренных детей ищут по всей республике. В колледже есть общежитие, куда заселяют детей из отдаленных улусов республики. После окончания трехлетнего предпрофессионального обучения, дети, пройдя отбор, становятся полноправными учащимися колледжа – начинают уже профессиональное обучение искусству балета. Тем самым весь период обучения составляет 11 лет.
- Исследование особенностей формирования УУД у младших школьников как условие обеспечения преемственности в системе хореографического образования
В исследовании приняло участие 27 детей младшего школьного возраста. Исследование осуществлялось с сентября 2017 по май 2020 года на базе МОБУ СОШ № 27 города Якутска и Якутской балетной школы имени Аксении и Натальи Посельских, и включило 3 этапа.
I этап. 2017-2018 учебный год. Изучалось современное состояние проблемы, ее теоретическое осмысление и оценка. С этой целью была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, нормативные документы. Это дало возможность определить предмет, цель, гипотезу и задачи исследования, разработать содержание работы. Подбирались методики для диагностики уровней сформированности УУД у младших школьников. В конце учебного года с помощью методик был определен исходный уровень сформированности УУД у младших школьников.
Для диагностики уровней сформированности УУД были выбраны разные методики: анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; «Символические задания на выявление «Социального – Я» (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону); методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант); схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э. М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С.Еськиной, Т.Л.Больбот); методика «Критериальная система оценивания по методике М. Ступницкой» (За основу взят экспертный опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности»).
В конце 2017-2018 учебного года с помощью вышеизложенных методик был определен исходный уровень сформированности УУД у младших школьников. Исследование проходило в 1/2 классе (1 – балетный, 2 – общеобразовательный). Класс был сформирован в 2017-18 учебном году. В классе 20 учащихся. Учебный и воспитательный процесс в классе полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Проведенная диагностика во 1/2 классе в 2017-2018 учебном году позволил определить содержание деятельности педагогов специальных и общеобразовательных дисциплин для развития УУД у младших школьников способствующее реализации преемственности ФГОС НОО И ФГОС СПО нового поколения.
II этап. В 2018-2019 учебном году проведена работа, целью которой была развитие УУД у младших школьников посредством совместной работы педагогов специальных и общеобразовательных дисциплин, воспитательного процесса и была проведена промежуточная диагностика по тем же методикам. В 2018-2019 учебном году во 2/3 классе стало 27 человек. В мониторинге участвовало 27 учащихся.
III этап. В 2019-2020 учебном году проведена окончательная диагностика сформированности УУД у младших школьников. Проводилась систематизация исследования, обобщались результаты. Сделан анализ результатов исследования и составлены практические рекомендации по формированию УУД младших школьников в системе хореографического образования. Окончательную диагностику провели по тем же методикам. В 2019-2020 учебном году 3/4 класс закончили 25 обучающихся. В диагностике участвовали 25 учащихся. Сравнили показатели всех трех учебных годов и получили такие результаты:
а) уровень мотивации детей повышается с каждым классом. Так в конце окончания начальной школы высокий уровень учебной мотивации показали 68% учащихся, детей с низким уровнем мотивации не оказалось;
б) с каждым годом самооценка детей меняется, становится адекватной. От класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности, и в то же время снижается тенденция переоценивать себя. Так к концу начальной школы детей с адекватной самооценкой стало 88%. Не осталось детей с завышенной самооценкой, в то же время остались 12% детей с заниженной самооценкой;
в) видны позитивные изменения учебной деятельности младших школьников. Так в конце окончания начальной школы высокий уровень показали 60% учащихся. Это говорит о том, что активность детей уроках повысилась, большинство детей самостоятельно формулируют познавательные цели, умеют аргументировать необходимость выполнения моральной нормы, добросовестно выполняют все требования учителя, проявляют высокую активность в жизни класса, с удовольствием участвует в общих делах, общительны, дружелюбны;
г) наблюдается положительная динамика роста сформированности регулятивных умений учащихся. Так в окончательной диагностике высокий уровень сформированности регулятивных УУД показали 56% учащихся. Это показывает, что у детей в классе сформировалась способность осмысливать учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, они заранее планируют свои действия и успешно пользуются уже сформированными алгоритмами работы;
д) позитивные изменения уровня сформированности коммуникативных УУД к концу начальной школы. Так 64% учащихся показали высокий уровень сформированности коммуникативных УУД. Это говорит о том, что большинство детей в классе могут ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Способны подчиниться решению группы ради успеха общего дела.
Полученные результаты нашей работы по отслеживанию формирования УУД у младших школьников позволяют говорить о том, что мониторинг сформированности УУД учащихся должен осуществляться систематически. Только тогда можно увидеть реальную картину качества процесса образовательной деятельности. Сделан первый шаг к обеспечению преемственности в ступенях образовательного процесса. Но, работа требует продолжения, так как данный класс выпустился из начальной школы, перешел в основную школу. У учеников класса появятся учителя предметники, поменяются преподаватели специальных дисциплин. Дальнейшее развитие УУД, затем общих и профессиональных компетенций, учащихся зависит от дальнейшей организации учебно-воспитательной работы в условиях Якутской балетной школы (колледжа).