В сфере банковской деятельности применение государственного принуждения направлено на обеспечение режима законности и обусловлено необходимостью защиты участников денежно-кредитных отношений. Оно осуществляется государственной властью в лице его органов и должностных лиц как в целях предупреждения правонарушений, совершаемых кредитными организациями, так и их пресечения. Для достижения этих целей органами государственной власти используются различные правовые средства[1]: налагают на кредитные организации административные наказания, являющиеся мерой ответственности (ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); применяют к ним меры в порядке банковского надзора, предусмотренные федеральным банковским законодательством (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
Следует подчеркнуть, что банковское законодательство — это комплексная отрасль законодательства, и в этом качестве оно является специфическим структурным образованием в системе российского законодательства, которое использует для комплексного правового регулирования всех сторон деятельности банковской системы нормы различных отраслей права[2]. Таким образом, вопросы юридической ответственности в банковской сфере, в свою очередь, регулируются различными отраслями российского права.
Гейвандов Я.А. считает, что банковский надзор имеет свои особенности и выражается в постоянном наблюдении, осуществляемом Банком России, за деятельностью кредитных организаций, а также проведении проверок на предмет соответствия их учредительных документов, финансово-хозяйственной, кредитной деятельности, а также деятельности по осуществлению банковских операций действующему законодательству, нормативным актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативным актам и обязательным нормативам, установленным Банком России[3].
В условиях экономического кризиса осуществление Банком России непосредственного контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций — важная составляющая управления денежно-кредитной системой страны. Эта деятельность строится на основе установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, истребования информации, направления предписаний, проведения проверок и применения мер воздействия. В соответствии со статьей 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности, правила организации внутреннего контроля, правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
Таким образом, в рамках банковского надзора при выявлении недостатков в деятельности банков или небанковских кредитных организаций Банк России имеет право требовать их устранения.
В этих целях Центральный банк Российской Федерации в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уполномочен на применение определенных мер, а именно: требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;
осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов[4].
Все вышеперечисленные меры, применяемые в рамках банковского надзора, несомненно, обеспечиваются государственным принуждением, осуществляемым Банком России на основании норм федерального банковского законодательства, но они направлены в первую очередь на устранение недостатков в деятельности кредитных организаций и поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Профессор Тосунян Г.А. отмечает, что банковский надзор — это не карательный инструмент в руках Банка России. Надзор необходим в большей степени самим банкам, чтобы недобросовестные участники рынка не получали преимуществ в ущерб добросовестным банкам[5].
Очевидно, что кредитной организацией могут быть совершены различные правонарушения — гражданские, уголовные и административные, за которые теми или иными нормативно-правовыми актами предусматривается юридическая ответственность.
Для стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса необходимо все шире использовать механизмы банковского надзора. Банковский надзор как финансово-правовая категория существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере финансовой деятельности государства и является одним из важных элементов государственного финансового контроля.
Список литературы:
- Грачева Е.Ю. Основные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // Правоведение. 2016. N 5. С. 73 — 80.
- Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 2007. С. 32.
- Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика. М., 2018. С. 96.
- Тосунян Г.А. К новой концепции юридического образования финансовых работников. М., 1996. С. 36.
[1]Грачева Е.Ю. Основные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // Правоведение. 2016. N 5. С. 73 — 80.
[2]Тосунян Г.А. К новой концепции юридического образования финансовых работников. М., 1996. С. 36.
[3]См.: Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 32.
[4] СЗ РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.
[5] Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика. М., 2018. С. 96.