В современных условиях построения коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, одной из наиболее актуальных проблем является развитие связной речи. Согласно классификации Никольской О. С., выделяется четыре группы расстройств аутистического спектра [3]. Существенные проблемы в развитии и формировании связной речи отмечаются у первых трех групп, однако и у представителей четвертой группы могут присутствовать нарушения в связной речи, эти нарушения могут проявляться в:
-трудностях формирования связного монологического высказывания;
-трудностях построения описательного, повествовательного рассказа;
-трудностях коммуникации со сверстниками, педагогами и тд [2].
Все выше сказанное необходимо развивать детям с расстройствами аутистического спектра, так как данные нарушения связной речи будут существенным образом влиять на успешность обучения в школе, а также социализацию.
Рассмотри особенности коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. План работы с детьми с расстройствами аутистического спектра по развитию речи включает в себя следующие этапы:
-накопление словарного запаса;
-обучение составлению фразы из двух слов (существительное+глагол настоящего времени;
-обучению составлению фразы из трех слов;
-обучение самостоятельному использованию фразы [1].
Перед реализацией данного плана необходимо обязательное проведение диагностического обследования ребенка, только после этого составляется маршрут индивидуальных занятий и формируются группы для проведения подгрупповых занятий. Данные группы формируются по принципу отбора детей по схожести нарушений связной речи.
На занятиях по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра целесообразно использовать следующие методы:
— объяснение;
— вопросы;
— речевой образ;
— демонстрация наглядного материала;
— упражнения;
— оценка речевой деятельности.
Проводя то или иное занятие, логопед должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
В современной коррекционной практике присутствует широкое множество инновационных методик:
— сенсорная интеграция;
-АВА-терапия;
— The Verbal Behavior Approach;
— модель SCERTS и др.
В условиях дошкольных образовательных учреждениях использование какой либо из инновационных методик «в чистом» виде невозможно, так как это противоречит программным требованиям. Однако специалист может использовать элементы данных методик на своих занятиях с целью:
— организации занятия;
— мотивации к занятию;
— метода поощрения и др [4].
Например, с помощью использования метода жетонных поощрений из АВА-терапии, педагог может сформировать у ребенка положительную мотивацию к занятию и активизировать его желание получить награду через выполнение серии заданий.
Динамические сенсорные игры можно использовать для закрепления пройденного материала, для смены деятельности с детьми с проблемами во внимании. Также метод сенсорной интеграции может являться успешным для преодоления эхолалии.
Групповые и подгрупповые занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС должны содержать следующие ключевые компоненты(рис.1):
Рис.1 Компоненты групповых и подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг. М.М. в своих исследованиях подчеркивали важность совместной деятельности детей с РАС, при организации коррекционных групповых и подгрупповых занятий. При организации данного вида занятий основной задачей будет являться активизация детей к коммуникации между собой. Организации данной коммуникации могут способствовать коммуникативные игры, совместная творческая деятельность и др [2].
Итак, нами были описаны основные современные инновационные форм работы с детьми старшего дошкольного возраста с РАС. Все перечисленные методики могут быть направлены на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с РАС. Однако в условиях дошкольных учреждений ни одна из перечисленных методик не может быть использована в чистом виде.
Организация работы по развитию связной речи старших дошкольников должна носить комплексный характер с применением компонентов инновационных методик.
Список использованной литературы:
- Лебединская, К.С. диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления/ К.С. Лебединская, О.С.Никольская.-М.: Просвещение. – 450 с.
- Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская М.М. Либлинг.-3-е изд..- М.: Теревинф, 2005.-С.150-205.
- Никольская, О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения/ О.С. Никольская // Дефектология.-2007.-№1.-С.12-26.
- Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2018. – 560 с.