ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА — ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В СУДЕ

30 сентября 2:17

В настоящее время, большое значение, которое имеет суд трудно переоценить для современного государства и общества, поскольку на него возлагается основная задача – защита прав и законных интересов человека. Суд играет важную роль в построении гражданского общества, рост его авторитета определяется увеличением обращений граждан в судебные инстанции. В связи с чем, проблема коррупции в судебной системе особо актуальна на сегодняшний день.

Именно коррупция в судебной системе, по мнению многих авторов, подрывает авторитет суда [5].

Ф.Г. Шакхелдова считает, что если ранее по уровню коррупции лидировали прокуратура и милиция, то сегодня лидирующие позиции занимают административные органы и суды, куда уходит основная часть коррупционных денег. По мнению автора, авторитет судебной власти поднят государством на небывало высокий уровень [8].

Согласно точке зрения Е.Н. Рахмановой, в настоящее время отмечается невысокая степень доверия граждан к судебной системе, несмотря на большое количество объективно рассмотренных судами дел. Виной тому – отдельные негативные примеры, формирующие впечатление у общества о деятельности судов. По мнению автора, коррупцию в судах провоцируют различные формы влияния и давления на судей со стороны вышестоящих судебных органов, а также органов государственной власти. Также туда можно отнести и организационные моменты, а именно: организационно управленческие вопросы, систему распределения дел между судьями и т.д [7].

Организация деятельности по непосредственному совершенствованию и применению мер по профилактике коррупционных преступлений в судебной системе входят в обязанности различных субъектов, куда относят председателей судов, органы судейского сообщества, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также его управления в субъектах Российской Федерации. В настоящей статье будет рассмотрена должность председателя суда – как одного одного из ключевых субъектов профилактике коррупции в суде.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, в силу возложенных на него полномочий является субъектом профилактики коррупции, поскольку участвует в формировании кадрового состава суда, в частности, его мнение учитывается квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации при принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи соответствующего суда в обязательном порядке.

Председатель районного суда – один из ключевых субъектов профилактики коррупции. Д.Н. Лукоянов определяет его как должностное лицо судебной системы, назначенное в установленном порядке Президентом Российской Федерации, который осуществляет как функции и полномочия судьи соответствующего суда, так и функции, и полномочия организационного и процессуального руководства судом для обеспечения эффективного правосудия [6].

Перечень полномочий организационного характера председателя районного суда приведен в ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции» [1] и является открытым. Таким образом, председатель районного суда, как руководитель судебного органа, в силу законодательства о противодействии коррупции, также наделен организационными полномочиями по профилактике коррупционных преступлений. Данная деятельность должна выражаться в следующем:

  1. Формирование в коллективе суда нетерпимости к коррупционному поведению. В соответствии с Кодексом судейской этики, председатель суда, должен выполнять предоставленные ему организационные полномочия, а также содействовать эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей судьями и гражданскими служащими, помимо осуществления процессуальных полномочий. Председатель суда обязан предпринять все необходимые меры, направленные на обеспечение исполнения судьями своих профессиональных обязанностей, в том числе меры правового, организационного, социального и информационного характера. Председатель суда также обязан добросовестно разрешать кадровые вопросы, при этом воздерживаясь от безосновательного попустительства, покровительства. Исполняя организационно-управленческие полномочия, председатель суда должен быть вежлив и тактичен по отношению к судьям и работникам аппарата суда.
  2. Как было сказано ранее, постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 июня 2017 г. [2] утверждено Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее по тексту — Положение), согласно которому в судах должны быть созданы комиссии по проверке полноты и достоверности представляемых судьей сведений о его доходах и расходах, а также о доходах и расходах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Так, согласно Совместного приказа Верховного Суда РБ, Арбитражного Суда РБ, Приволжского окружного военного суда, Управления судебного департамента в РБ от 12 марта 2018 г. № 21 осн/26-л/34/50 «О создание комиссии по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера» [3] на базе судов созданы Комиссии по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно существующей практики, председателями указанных комиссий, как правило, являются председатели соответствующих районных судов.

Таким образом, на председателей судов возложены базовые обязанности по организации работы комиссий, среди которых можно выделить следующие:

  1. определение и утверждение состава комиссии;
  2. общая организация работы комиссии;
  3. организация проведения заседаний комиссии;
  4. обеспечение взаимодействия комиссии с государственными органами и организациями для получения имеющихся у них сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; иные полномочия.

Также председатель суда принимает непосредственное участие в организации сбора и проверки, представленных судьями сведений о доходах, расходах. Положением прямо предусмотрено, что сведения о доходах и расходах судья подаёт председателю суда.

Необходимо отметить, что на практике имеется вероятность возникновения такой ситуации, при который судья ежедневно пользуется имуществом, не отраженным в его декларации, что также должно статьи основанием для проведения проверки, даже несмотря на то, что это имущество законно оформлено на родственников судьи и не подлежит декларированию. Подобная проверка должна проводиться по инициативе председателя районного суда.

Положением устанавливается, что в случае непредставления судьей сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленные сроки, либо представления судьей заведомо недостоверных сведений, а также при установлении несоответствия представленных судьей сведений о доходах расходам, председатель соответствующего суда вправе обратиться в соответствующий совет судей с предложением о проведении проверки и, при наличии оснований, постановке вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению, Положение закрепляет необоснованно широкий круг усмотрения председателя, устанавливая не обязанность, а лишь возможность внесения им соответствующего предложения. В связи с чем, необходимо закрепить в Положении обязанность председателя суда обращаться с соответствующим предложением по каждому факту недобросовестного исполнения судьей обязанности представлять сведения о доходах.

К полномочиям председателя районного суда в сфере противодействия коррупции относят и разработку плана профилактики коррупции в подведомственном суде, который является основным организующим началом, необходимым условием рациональной организации работы по профилактике коррупции.

План, как правило, содержит перечень основных направлений предупреждения коррупции, каждое из которых конкретизируется предметным списком мероприятий с назначением ответственных исполнителей и определением сроков выполнения соответствующих мер.

Так, согласно приказу председателя Кировского районного суда г. Уфы от 17 декабря 2019 года №72-о/д [4] утвержден План противодействия коррупции на 2020 год, за реализацию мероприятий ответственными назначены работники аппарата указанного суда.

 

Литература

 

  1. Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03.2019 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7 Ст. 898.
  2. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 июня 2017 г. «Об утверждении Положения о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Совместный приказ Верховного Суда РБ, Арбитражного Суда РБ, Приволжского окружного военного суда, Управления судебного департамента в РБ от 12 марта 2018 г. № 21 осн/26-л/34/50 «О создание комиссии по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.usd.bkr.sudrf.ru (дата обращения: 28.04.2020 г.).
  4. Приказ председателя Кировского районного суда г. Уфы от 17 декабря 2019 года №72-о/д «Об утверждении плана противодействия коррупции на 2020 год» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.kirovsky.bkr.sudrf.ru (дата обращения: 28.04.2020 г.).
  5. Гравина А. А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования // Журнал российского права. 2013. № 5. С. 79-89.
  6. Лукоянов Д.Н. Правовой статус председателя районного суда: монография — LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. С. 57.
  7. Рахманова Е. Н. Об укреплении доверия к судам и снижении коррупции // Адвокатская практика. 2013. № 6. С. 29-34.
  8. Шахкелдов Ф. Г. Без реформирования судебной системы нельзя решить проблему коррупции // Российский судья. 2008. № 12.