Саморегуляция как компетенция в профессиональной деятельности педагога ДОУ

1 августа 2:56

Педагогическая деятельность как вид профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения связана с обучением, воспитанием, развитием ребенка. И характеризуется объективными трудностями профессии, имеющими свою специфику. Требования к профессии педагог стандартизированы. Трудовые взаимоотношения педагога системы общего образования и работодателя строятся в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.10.2013 г. №544н. Профессиональный стандарт педагога — это документ, в котором учтены требования к личности и профессиональной компетентности специалиста образования, связанные с общепедагогическими (обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность) и трудовыми (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) функциями[7]. Соответственно, профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования (система точных знаний, умений, навыков) необходимого для выполнения функций, связанных с этой профессией. Профстандарт предполагает, что педагог успешно находит решение психолого-педагогических задач в вопросах детского развития, саморазвития и построения социального партнерства с воспитанниками и родителями воспитанников для решения образовательных задач. Владение методами психолого-педагогической диагностики, саморегуляции и саморазвития, методами регуляции семейных, групповых и межгрупповых отношений, способность управлять деятельностью и эмоциональными состояниями установлены Государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования в качестве одного из основных требований к уровню образованности и подготовки педагогов независимо от специальности [2.].

Показателями оценки эффективности и успешности профессиональной деятельности выступают компетентности и компетенции педагога. В Профессиональном стандарте понятие «профессиональная компетенция» – это «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач», следовательно, это способность человека справляться с самыми различными профессиональными задачами. При этом должны взаимодействовать интеллектуальные и аффективные навыки, наравне с мотивацией, эмоциональными аспектами и характерными ценностными установками, проявляющиеся в компетентностях специалиста.

Определенный уровень публичности характерный для деятельности педагога требует от специалиста постоянного регулирования своей деятельности, поведения, эмоциональных состояний, контроля за своими реакциями в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений. Данное обстоятельство всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, некоторая потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности педагога. В свою очередь это ведет в конечном итоге — к профессиональному выгоранию [4. с.222.]. Причиной возникновения такого состояния является отсутствие готовности осуществлять саморегуляцию поведения и негативного психологического состояния в профессиональной деятельности. Способность к саморегуляции – это те качества, которые обеспечивают педагогу эмоциональную устойчивость, стабильность, владение ситуацией, владение собой в ситуации взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами.

Саморегуляция — универсальное и фундаментальное качество человека, обеспечивающее приспособление, сохранение и развитие разнообразных форм его жизни, а в целом — и успешность взаимодействия с обществом, с миром. В отечественной психологии саморегуляция психической активности изучалась в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, О.А. Конопкина, В. И. Моросановой, А.А. Обознова и др. Психическая саморегуляция рассматривается как целесообразная активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическим состоянием и процессами. [9.].

По мнению исследователей, основную роль в принятии решений и в становлении личности в обществе играет, именно, осознанная саморегуляция играет. А на развитие осознанной саморегуляции непосредственно влияют индивидуально-личностные характеристики человека, которые повышают степень рациональности принятых решений. Собственно, для того чтобы внутренне соответствовать действительности, педагог должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменять её и изменяться самому. Это позволит специалисту образования прогнозировать изменения в организации, структуре и содержании образовательных отношений и процесса; целенаправленно и своевременно вносить коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций. Способствуют в этом как системные знания по психологии, педагогике, так и индивидуально-личностные характеристики педагога, обладающего необходимыми знаниями, умениями саморегуляции в педагогической деятельности, осуществляющий регуляцию действий, поведения, эмоциональных реакций, состояний [8.].

Именно, поэтому одним из необходимых условий в образовательном учреждении является реализация мероприятий с целью повышения социально-психологических компетенций педагогов. Что позволит осуществить социально-психологическое сопровождение, обучив навыкам осознанной саморегуляции поведения и негативного психологического состояния. Использование специальных приемов и упражнений, в дальнейшем, положительно скажется на работоспособности, успешности педагогической деятельности и развитии личности педагога.

Список используемой литературы:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
  2. Алфеева Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.) — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11133/ (дата обращения: 03.04.2020).
  3. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1121-1124. — URL https://moluch.ru/archive/90/18969/ (дата обращения: 04.12.2019).
  4. Долгова В. И., Шаяхметова В. К., Образцова Е. В. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания воспитателей ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 222–231.
  5. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии // http://www.voppsy.ru/issues/1995/951/951005.htm
  6. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. — 2002, № 6.
  7. Профстандарт педагога. [Электронный ресурс]: URL:http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1.
  8. Стукаленко Н.М., Мурзина С.А., Пугачева Е.В. Развитие саморегуляции как профессиональной компетенции у студентов педагогических специальностей // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 72-73;
    URL http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34831 (дата обр.: 07.04.2020).
  9. Титова, М.А. Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности: дис. канд. наук: 19.00.03/ Титова Мария Александровна – М. – 2016. – 241 с.

Bibliography:

  1. Abul’hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni. — M.: Mysl’, 1991. — 299s.
  2. Alfeeva E. V. Problemy professional’noj kompetentnosti molodyh pedagogov [Tekst] // Sovremennaja psihologija: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan’, oktjabr’ 2016 g.). — S. 41-43. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11133/ (data obrashhenija: 03.04.2020).
  3. Galeeva E. S. Pedagogicheskie mehanizmy samoreguljacija uchebnoj dejatel’nosti: teoretiko-istoricheskij aspekt // Molodoj uchenyj. — 2015. — №10. — S. 1121-1124. — URL https://moluch.ru/archive/90/18969/ (data obrashhenija: 04.12.2019).
  4. Dolgova V. I., Shajahmetova V. K., Obrazcova E. V. Psihologo-pedagogicheskaja korrekcija jemocional’nogo vygoranija vospitatelej DOU // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». – 2016. – T. 44. – S. 222–231.
  5. Konopkin O. A. Psihicheskaja samoreguljacija proizvol’noj aktivnosti cheloveka (strukturno-funkcional’nyj aspekt) // Voprosy psihologii // http://www.voppsy.ru/issues/1995/951/951005.htm
  6. Morosanova V. I. Lichnostnye aspekty samoreguljacii proizvol’noj aktivnosti cheloveka // Psihologicheskij zhurnal. Tom 23.— 2002, № 6.
  7. Profstandart pedagoga. [Jelektronnyj resurs]: URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1.
  8. Stukalenko N.M., Murzina S.A., Pugacheva E.V. Razvitie samoreguljacii kak professional’noj kompetencii u studentov pedagogicheskih special’nostej // Sovremennye naukoemkie tehnologii. – 2014. – № 12-1. – S. 72-73; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34831 (data obrashhenija: 07.04.2020).
  1. Titova, M.A. Jeffektivnost’ psihologicheskoj samoreguljacii funkcional’nogo sostojanija kak faktor professional’noj uspeshnosti: dis. kand. nauk: 19.00.03/ Titova Marija Aleksandrovna – M. – 2016. – 241 s.