«СМИ – четвертая власть» – фраза, не случайно превратившаяся в клише. Ведь откуда, как не из периодики, мы узнаем о том, что происходит в мире? Как следствие – доверие и формирование сознания. И несмотря на то, что новостной ряд «международной ленты» представляется, на первый взгляд, весьма скучноватым из-за требований к академичности, порой и в нем можно обнаружить массу интересных особенностей.
И если приоритетным направлением в работе региональных СМИ остается качественное освещение региональных проблем [1, с. 226], то инфоповодами/инфо-объектами материалов в международных СМИ, как правило, являются: деятельность главы государства и партий, работа государственных институтов, политические события страны, и, наконец, международные отношения.
Современную международную ситуацию вряд ли можно назвать стабильной. Ежедневно в мире происходит большое количество неблагоприятных событий: от террористических актов до столкновений между представителями разных наций. Обеспокоенные специалисты [2] сошлись на том, что одним из факторов, который способен оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на международную ситуацию, выступают СМИ, обеспечивающие диалог культур и выступающие в качестве одного из главных инструментов урегулирования международной коммуникации.
В контексте современного информационного развития СМИ стали мощным объединением групп по интересам, и, что немаловажно, объединением лидеров мнений, которые часто выступают в качестве определяющих фигур в решении международных проблем.
Коммуникация СМИ с аудиторией выстраивается, как правило, исходя из редакционной политики издания. Критический анализ мы сможем обнаружить в «Новой газете». Дистанцированность от четкой позиции и скандалы между политиками – в «Комсомольской правде».
6 июня 2005 года было объявлено о грядущем запуске телеканала, призванного «отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики» и «информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни». Им стал телеканал RT (ранее Russia Today: с англ. – «Россия сегодня»). «Это будет взгляд на мир из России. Мы не хотим менять профессиональный формат, отлаженный такими телеканалами, как BBC, CNN, Euronews. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна», – комментировала запуск главный редактор телеканала Маргарита Симоньян.
Вещание ведется на английском, испанском и арабском языках. RT имеет большую аудиторию за рубежом: к январю 2010 года он стал вторым по популярности иностранным каналом в США, следом за BBC.
Анализ проблематики международных отношений в качественных СМИ выявляет следующие особенности. Прежде всего – многоаспектность самой темы, проявляющаяся в освещении разных сторон политического процесса. Проблематика международных отношений никогда не ограничивается вопросами представителей власти, поскольку всегда напрямую зависит от положения экономической, социальной, образовательной, культурной и прочих сфер жизни стран.
Если говорить о таком явлении, как война, а война – это, в первую очередь, агрессия, то эта агрессия обязательно аккумулируется и в СМИ. Проявляется она чаще всего двумя способами: к референту (эффективная агрессия) и к адресату (когнитивная агрессия). Иными словами, агрессия в СМИ – неприязнь к референту и идеологическое подчинение адресата.
В большинстве случаев информационная агрессия направлена на убеждение аудитории в наличии врага, с которым необходимо бороться. Возникает давление власти на массовое сознание людей, работающее посредством манипулирования.
Многие приемы лингвистического программирования, направления, больше известного как нейролингвистическое программирование или НЛП, описывают речевые внушающие приемы, которые мы часто совершенно неосознанно сами используем, чтобы навязать свое мнение другим.
Например, к приемам внушающего языка относятся так называемые скрытые сообщения. В них наше внимание отвлекают вопросом или альтернативой выбора, но само внушаемое сообщение оказывается как бы само собой разумеющимся. Это утверждения типа: «Как часто люди теряют деньги, попадаясь на уловки компаний-посредников?». Здесь наше внимание привлечено к вопросу «Как часто?», и мы думаем об этом, но то, что люди теряют деньги, нам кажется аксиомой, потому что фраза построена именно таким внушающим образом. Слово «уловки» опять же оценочное суждение, которое является внушающим – негативное отношение к деятельности компаний-посредников. Такие примеры можно найти и в материалах журналистов-международников. Особенно часто этот метод применяется для создания личного имиджа (например, политика).
Для профессиональной журналистики, пожалуй, наиболее важно то, что НЛП содержит в себе когнитивные модели, позволяющие изменять и развивать восприятие тех или иных событий, происходящих в обществе или с отдельным человеком.
Журналисты часто используют подобные фразы интуитивно, хотя некоторые из них, несомненно, знакомы с теорией НЛП. СМИ наполнены ими, впрочем, как и наша повседневная речь.
Таким образом, мы выявили основные особенности работы с проблемами международных отношений в СМИ, проанализировав способы и приемы освещения международных конфликтов и варианты воздействия СМИ на аудиторию.
Список литературы:
- Дементьева К. В., Потапов П. Ф. Региональный аспект взаимодействия прессы и власти // Регионология. 2010. № 2. С. 225–229.
- Горгидзе Э. Р. Специфика современных технологических приемов и особенностей стилистики в освещении международных конфликтов // Коммуникология. 2017. № 1 (2). С. 54–61.