На родителей, как на родных, так и на приемных налагаются множество обязанностей в области воспитания и развития детей. Они должны приучать своего ребенка к дисциплине. В связи с этим возникает такая проблема когда родители, стараясь привить ребенку дисциплину, переходят допустимые рамки, прибегая к жестокости и зачастую даже не замечают этого. Дисциплина обеспечивает ребенку безопасность и дает ему четкое видение и понимание того, что он может и чего не может, помогает учиться и менять свое поведение. Детей нужно постоянно дисциплинировать, что бы они смогли учиться на своих ошибках. Но зачастую попытки родителей контролировать поведение и действия своего ребенка могут становиться чрезмерными и причинять ему непоправимый вред как физическому так и моральному здоровью. Когда речь идет о дисциплинировании детей, то существует весьма тонкая грань между жестокостью родителей и реальным желанием приучить ребенка к дисциплине. Родители обязательно должны осознавать, к каким непоправимым последствиям может привести жестокость, поэтому они должны видеть и чувствовать эту грань и не в коем случае не переступать её. Ведь те дети, которые подверглись насилию получают сильную эмоциональную травму, последствия которой они несут на себе на протяжении всей жизни. Насилием нельзя добиться результата в воспитании ребенка.
Рассмотрим понятия «жестокость» и «дисциплинирование». Под жестокостью понимается проявление грубого отношения и обращения в данном случае с детьми. Дисциплинирование детей – это процесс в котором ребенку прививаются хорошие манеры и правила поведения. Нужно устанавливать для ребенка определенные рамки, а так же ругать его или слегка наказывать, если он их нарушает. Насилие над ребенком – это ситуация, когда родители чрезмерно ругают ребенка или наказывают так, что это приводит к физическим или моральным повреждениям.
От чего же родители срываются на своих детей и прибегают к насилию? Как так случается, что даже самые положительно настроенные и ответственные родители переходят на крик и даже могут прибегнуть к телесным наказаниям. Первая причина это усвоенные привычки из своей родительской семьи и система образования, где повышение голоса и применение угроз является привычным поведением. Второй причиной является то, что взрослые не осведомлены об особенностях возрастного развития детей, о специфике каждого возраста, его сензитивных периодах и о целях и задачах воспитания на каждом возрастном этапе. Соответственно родители не имеют достаточно знаний о том в каком направлении движется воспитательный процесс и в каком объёме должны присутствовать и выполняться те или иные требования. Третья причина это то, что родители убеждены в том, что дети – это маленькие копии взрослых и они могут понимать разговоры и аргументы и полагаться в своих решениях на здравый смысл. Четвертая причина в том, что у родителей существует ошибочная установка о том, что после проступка или не выполненного требования или отклонения в поведении обязательно должно последовать наказание, и это будет очень эффективно и предотвратит повторение нежелательного поступка в будущем. Хотелось бы отметить, что не стоит забывать о поощрении и это совсем не значит, что за проступок ребенка нужно жалеть, а не ругать, но стоит заменить наказание на спокойную беседу, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Возможно напомнить предыдущий хороший поступок ребенка и сравнить со случившимся проступком и похвалить, указав на плюсы и разницу между ними. Пятая причина, когда родители часто ощущают свою беспомощность, что зачастую заставляет их испытывать разочарование и чувство гнева, который позже они выплескивают на ребенка, а это ни есть хороший пример для подражания тому, кто впитывает в себя всё как губка. Некоторые родители проявляют свой гнев в надежде, что это испугает ребенка и сделает его послушным. Но стоит понимать, что страх и послушание это не одно и то же. Ребенок отреагирует на указания родителя, но его поведение изменится не на долго. Ведь дети боящиеся родителей, испытывают стресс, а это мешает им воспринимать информацию, которую ему пытаются донести родители. После подобного конфликта следует чувство вины, чувство обиды и еще множество негативных последствий. Но бывает и такие случаи когда родитель осознанно прибегает к насилию, не потому что зол, а потому что после шлепка ребенок действительно возьмется выполнить данное ему задание. Но средства не оправдывают себя при достижении поставленной цели, так как страдают участники конфликта, отношения и испорчено настроение. К тому же со временем у ребенка снижается чувствительность к подобного рода методу, рождается отчуждение и отдаленность между родителями и детьми.
В заключении хочется отметить, что современный подход к воспитанию должен базироваться на принципах понимания особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, понимания и сочетания возрастных и индивидуальных способностей и предъявления адекватных этим способностям требований. Наиболее результативными являются взаимоотношения между родителем и ребенком в основе которых выступает уважение. Это позволит наиболее эффективно привить ребенку правила и нормы поведения, не прибегая к проявлениям насилия.
Если вы – ответственные родители и не хотите причинить вред своему ребенку, последствия которого он будет чувствовать на протяжении всей жизни, важно понимать различия между дисциплинированием и насилием и контролировать свои эмоции и негативные чувства, которые вами овладели. Ведь никогда жестокое отношение не приносило результата в воспитании.
Список литературы
- Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. — Минск : Пропилеи, 2000.
- Антонов А. И., Медков В. М.Социология семьи. — М.: Статистика, 1996. — 303 с.
- Богачёва Н. В. Дети как фактор стабильности семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, № 5, 2004. С. 52—54.
- Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1991.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд.: АСТ Астрель, Времена 2. – 2014
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? Изд.: АСТ Астрель, Времена 2 — 2014
- Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
- Сафонова, Т.Я. Жестокое обращение с детьми/ Т.Я. Сафонова, В.Г. Цымбал//. – М.: Психология и педагогика, 1993.
- Томас У. Фелан «Воспитание без принуждения», — изд.: Минск. ООО «Попурри», 2005г.
- Черепанова, Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку/ Е.М. Черепанова//М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.