ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

9 июня 5:20

Регулирование рынка труда — особая форма и сфера воздействия государства на социально-экономические процессы, которые происходят в тот или иной период времени и его целью является достижение определенного уровня занятости населения. Подробное изучение сферы государственного регулирования позволяет представить много различных средств и подходов для решения возникающих проблем.

Регулирование рынка труда сопровождается проведением различных программ по активному содействию занятости населения и их обучению, регулированию заработной платы работников, создание новых рабочих мест, содействие переподготовки (переквалификации) работников, выплаты пособий по безработице и иных пособий. Если рассматривать  Россию и её регионы, то таких мер принято недостаточно, для того, чтобы можно было говорить об улучшении рынка труда и занятости населения страны и рынок труда развит недостаточо. Неразвитый рынок труда не способствует эффективному использованию трудового населения страны, в результате чего сдерживает активное развитие экономики страны.

Проблема занятости населения признана на государственном уровне, и государство вместе с субъектами федерации активно направляет все средства и методы на её преодоление. Одной из проблем регулирования рынка труда и занятости является необходимость преодоления неофициальной занятости населения. Так, более 65% населения работают в так называемых «неформальных» секторах экономики, и это лишает их возможности обеспечения достойными условиями труда и заработной платой.

Так же одной из главных проблем является задача эффективного использования трудового потенциала населения. Для решения этой проблемы является необходимым создание развитого рынка рабочей силы, его государственное регулирование и  система социальных гарантий, которые будут способствовать уверенному положению человека на этом рынке и защите его трудовых прав.

Ещё одной немаловажной проблемой является улучшение системы трудоустройства молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений. Большинство выпускников либо остаются безработными, либо идут работать в отрасли, не связанные с их специальностью.  С рядом проблем, касающихся занятости, трудоустройства, безработицы на рынке труда также столкнулась сфера малого бизнеса. Особенно эти проблемы связаны с оплатой налогов. В настоящее время налоговая система устанавливает для субъектов малого бизнеса достаточно жесткие требования и непростой порядок взимания налогов, и это усложняет их деятельность, не позволяет им полноценно развиваться для улучшения качества жизни населения, для создания новых рабочих мест.

Для развития социально-правового государства в условиях рыночной экономики важным является оказание социальной поддержки и содeйствие активному трудовому населению страны. Одним из принципов оказания государственной поддержки граждан является их занятость, которой в России уделяется достаточно внимания со стороны государства. Безработица является одной из самых актуальных социально-экономических проблем. Дело даже не в её высоком уровне, а в качестве рабочих мест и уровне заpплат. К началу 2019 года уровень безработицы в крупных мегаполисах страны достиг 4,9 % от числа трудоспособного населения, что ниже показателей аналогичного периода (в 2018 году — 5,1 %). По официальным заявлениям Росстата, к 2020 году уровень безработицы не должен превышать отметки в 5,2 %. В тоже время, только 1 млн. граждан признаны безработными (те, кто зарегистрирован в центрах занятости населения).

Для решения задач рациональной и эффективной занятости населения нужно обеспечить:

  1. качественное планирование потребности людских, трудовых и кадровых ресурсов и их дальнейшее использование;
  2. обучение работников, их переподготовка и повышение их квалификации;
  3. социально-правовую защиту, предоставление реальных гарантий, компенсаций и пособий;
  4. стимулирование и мотивацию трудовой деятельности работников;
  5. достойные и безопасные условия труда.

 Одним из  условий интенсивного воспроизводства профессиональных способностей работников к труду, повышения результативности труда является сбалансированность деятельности государственных служб занятости по указанным направлениям, гармоничное сочетание форм занятости. 

В соответствии со своей компетенцией органы государственной власти субъектов Российской Федерации решают вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, oобеспечением реализации прав граждан, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Регулирование трудовых отношений, установление достойного уровня условий труда, охрана трудовых прав работников были и остаются основными задачами трудового законодательства. Эти задачи закреплены в Трудовом кодексе. На сегодня защита трудовых прав граждан является одним из основных направлений трудовой политики Российской Федерации. В ст. 1 ТК РФ говорится, что одной из основных целей трудового законодательства является надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства, а также разрешение трудовых споров.

Россия стремится к проведению активной социальной политики, в том числе в сфере правового регулирования содействия занятости и защиты от безработицы. В России сформировалось законодательство о занятости населения, функционирует система органов федеральной государственной службы занятости населения, действуют различные механизмы содействия занятости и трудоустройства, но данная система законодательства о занятости и практика его применения требуют некоторой корректировки.  

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12 декабря 1993 года), в редакции от 05.02.2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 43.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, закл. в Риме 04 ноября 1950 г., с изм. от 13 мая 2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  3. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», вступил в силу с 23 марта 1976 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998. С. 3824.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  6. Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
  7. Орлова Е. Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 15.