МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

7 апреля 1:15

Коррупция как само явление появилось очень давно. И чтобы понять  его, необходимо изучить очень глубоко, тогда мы сможем понимать и прогнозировать ту или иную ситуацию. Проблема коррупции в современном мире стоит очень остро. Коррупция угрожает не только экономике нашей страны, но и экономической безопасности в целом. К этой проблеме необходимо относиться очень серьезно и пытаться ее решать более эффективно. СМИ говорят о коррупции, как о серьезной помехе здорового развития общества, требующей немедленного вмешательства и искоренения. Но чтобы искоренить это зло, необходимо полностью его изучить, изучить его сущность, условия появления и последствия.

Коррупция – явление совершенно не новое в нашем обществе, оно имеет многовековую историю и встречается у любого государства. Наиболее часто этот термин применяется к политической элите [1, с. 9].

Несмотря на огромный опыт борьбы с коррупцией, на данный момент так и не найдены эффективные меры для полного искоренения её, а значит тема данного исследования остается актуальной.

Рассмотрим, как развивался комплекс мер с коррупцией в России с момента прихода к власти большевиков. После прихода к власти большевиков был издан Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», который предусматривал новые наказания за взяточничество и стал первым таким нормативно-правовым актом в советской истории. Взяточничество являлось наиболее распространенным преступлением, поэтому ему был посвящен этот отдельный правовой документ. В соответствии с ним виновному назначалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет, в течение которого он находился также на принудительных работах при тюрьме. Ответственность за данное преступление нес как тот, кто получил взятку, так и тот, кто ее дал, а также все люди, которые пособничали процессу получения взятки. Если взяткодатель освобождался от уголовного преследования, если он был признан в даче взятки до момента опубликования декрета, и если в течение 3 месяцев после публикации декрета заявили о дан­ном преступлении властям. Кроме того, в данном Декрете посредничество в получении взятки было выделено в преступление с собственным составом [2, с. 162].

Уголовный кодекс 1922 года утвердил за взяточничество такую меру наказания, как расстрел с конфискацией имущества. Это было обосновано тем, что данное преступление было приравнено к деятельности контрреволюционного характера. Однако, для тех, кто давал взятки,  а также их посредников данным кодексом были введены обстоятельства, смягчающие их наказание: если они сразу же после факта вымогательства сообщали о нем в правоохранительные органы, и их показания становились основными в раскрытии дела, то наказание будет намного мягче, чем если бы они не сообщили об этом факте. Уголовный кодекс от 1926 года ужесточил ответственность за взяточничество и регламентировал уголовную ответственность для всех сторон, участвующих в данном коррупционном преступлении при любых обстоятельствах.

Наибольшее распространение коррупция получила именно в 70-80-х годах XX века в связи с государственной политикой, основными чертами которой в сфере борьбы с коррупцией существенное ослабление контроля. В финансовой инфраструктуре государственных учреждений коррупция закрепилась достаточно прочно в данный период, и, несмотря на ужесточение уголовного законодательства комплексные меры по борьбе с данным явлением, властям так и не удалось победить коррупцию.

В 90-х годах коррупция расцвела настолько, что законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за преступления коррупционного характера, перестало фактически действовать и было лишь на бумаге. В связи с этим никаких мер борьбы с коррупцией не осуществлялось. Причинами этого стали как развал СССР, что существенно ослабило контроль за чиновниками, так и падение уровня жизни населения, при котором, чтобы выжить, многие становились участниками коррупционных схем.

В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных документов по борьбе с коррупцией. Сегодня в нашей стране против коррупции направлены комплексные меры как уголовного, так и организационно-правового, экономического и идеологического характера. К примеру, в соответствии с российским законодательством за совершение коррупционных правонарушений граждане Российской Федерации, ино­странные граждане и лица без гражданства несут уголовную, администра­тивную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица — административную и гражданско-правовую [3, с. 104].

Подводя итоги, отметим, что несмотря на ряд мероприятий по совершенствованию мер борьбы с коррупцией говорит о том, что борьба с коррупцией имеет высокую эффективность, пока нельзя. Еще в 862 году славяне, призывая варяжского князя Рюрика к правлению, сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Можно сказать, что, несмотря на ряд положительных тенденций в современном российском уголовном праве эта проблема не в полной мере решена.

Список литературы:

  1. Дамаскин, О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие: монография / О.В. Дамаскин. М.: Три­умфальная арка, 2016. 96 с.
  2. Титкова, Е. А. История развития коррупции в России / Е.А. Титкова // Молодой ученый. 2019. №2. С. 160-168.
  3. Кирпичников, А.И. Взятка и коррупция в России / А.И. Кирпичников. СПб.: Альфа, 2017. 235 с.