На сегодняшний день развития интеграционный процесс пронизывает все без исключения государства, независимо от своего политического и экономического развития. Российская Федерация в данном случае не является исключения.
Интеграция среди государств позволяет облегчить движение товаров и капитала, содействуя формированию социально- экономического климата страны. Одним из основных компонентов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимодействие между государствами при осуществлении таможенного регулирования внешнеэномической деятельности.
Важность взаимодействия с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации устанавливает существенную значимость таможенных органов России в международном сотрудничестве.
Правовую основу взаимодействия таможенных органов РФ с таможенными органами стран СНГ составляет, в первую очередь, Устав СНГ, в соответствии с которым в рамках таможенного регулирования страны участницы создали общий рынок товаров и услуг [1].
Для координации деятельности по осуществлению взаимодействия таможенных органов стран СНГ был создан Совет руководителей таможенных служб государств- участников СНГ [2]. К главным задачам данного органа следует отнести: 1) формирование необходимых условий с целью упрощения таможенных правил и документов; 2) разработка общих принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран – участниц Содружества.
Необходимо отметить, что результаты экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ находятся в существенной зависимости от применения накопленного международного опыта в этой сфере. В настоящее время таможенное сотрудничество таможенных органов России с государствами СНГ осуществляется по большому количеству направлений. Одним из основных течений является инвентаризация международной правовой базы СНГ в таможенной сфере, для обеспечения бесперебойного функционирования таможенного сотрудничества. Каждый год Советом утверждается План- график проведения инвентаризации таможенной международно-правовой базы СНГ, для этих целей также была создана специально подготовленная группа экспертов [3].
При таможенном взаимодействии России со странами СНГ важными и эффективно развивающимися являются вопросы, связанные с тарифным и нетарифным регулированием. Практически каждое заседание Совета не обходится без рассмотрения внесения изменений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ.
В целях упрощения процедур таможенного оформления центральное место занимает информационный обмен в рамках таможенного сотрудничества с СНГ. Следует подчеркнуть, что в ближайшее время для развития информационного сотрудничества ожидается заключение договора, о взаимном обмене информацией об объектах, перемещаемых через таможенные границы СНГ.
Эффективность сотрудничества также взаимосвязана с инициативностью таможенных служб по расширению взаимодействия с другими структурами СНГ, в частности в правоохранительной сфере. В этой сфере был создан Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, призванный совместно заниматься разработкой механизма борьбы с разнообразными правонарушениями.
Лидирующие позиции таможенной службы РФ сохраняются в неоспоримо важной сфере обучения и подготовки кадров. Обучение таможенных сотрудников РФ проходит в Российской таможенной академии (РТА). Подготовка высоко квалифицированных кадров имеет особую значимость для развития таможенной системы СНГ, поэтому с каждым днем вырабатываются новые методики обучения сотрудников. В рамках сотрудничества сотрудникам таможенных служб стран СНГ также предложена возможность обучения на базе РТА [2].
Взаимодействие России с таможенными службами стран СНГ также строится на двусторонней основе в рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Важно отметить, что наиболее активнее сотрудничество происходит с таможенными органами таких стран, как Белоруссия и Казахстан. Также Россия предпринимает активные шаги по развитию сотрудничества с таможенной службой Туркменистана.
Интеграционные процессы на пространстве СНГ различаются по скорости протекания и разноуровневости осуществления.
Примером интеграции является Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), в рамках которого формируется Таможенный союз государств — членов ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана [1].
Обеспечение интеграции таможенных служб государств — членов ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства является одной из задач международного таможенного сотрудничества ФТС России.
Одной из главных задач таможенных служб государств — членов ЕврАзЭС, следует считать, обеспечение свободного перемещения товаров по их территориям. Для того, чтобы эти процедуры сделать более в облегченном варианте и ускоренно таможенными службами было реализовано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств — членов Евразийского экономического сообщества [4].
Основываясь на политических, экономических и географических факторах, на сегодняшний день приоритетным направлением взаимодействия таможенных органов РФ и стран СНГ остается сотрудничество в формате Союзного государства России и Белоруссии.
Органом, который принимает главные управленческие решения, направленные на оптимизацию интеграционных процессов, а также разрабатывающим политику в сфере таможенного регулирования является коллегия Таможенного комитета Союзного государства. Следует отметить, что таможенная служба России в этой структуре выполняет функции Секретариата Таможенного комитета [2].
В условиях отсутствия таможенного надзора на российско-белорусской границе в отношении товаров данных стран к основным ключевым направлениям деятельности Таможенного комитета Союзного государства можно отнести унификацию таможенного законодательства, а также обеспечение эффективного таможенного контроля в отношении товаров из третьих стран [4].
За счет совместных усилий России и Белоруссии в рамках Союзного государства таможенными органами осуществляется деятельность, направленная на обеспечение свободного перемещения товаров и транспортных средств через территорию данных стран при соблюдении их таможенных законодательств [5].
Следует отметить и тесное взаимодействие таможенных служб двух государств при разработке и реализации союзных программ по первоочередному развитию таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления на территории Белоруссии, а также по запуску Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.
Таким образом, в современных условиях интенсивно развивающейся мировой торговли, а также в связи с экономическими санкциями ряда зарубежных стран по отношению к России, роль международного сотрудничества в таможенной сфере касательно СНГ значительно возрастает. Основными его направлениями являются ускорение товарооборота во внешней торговле и обеспечение взаимодействия при предотвращении и пресечении таможенных правонарушений.
Таможенная служба и в дальнейшем продолжит развивать международное таможенное сотрудничество со странами СНГ по вопросам экономической безопасности России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).
- Таможенное регулирование в рамках СНГ [Текст]// Таможенная служба. – 2017. — № 4. – С. 5.
- Коноваленко С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ [Текст] // Международная жизнь. – 2015. — № 8 – 9. – С. 19 – 21.
- Официальный сайт ФТС РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).
- Муниципальное право [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин, А.В. Сидорова. — Электрон. дан. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019.