Таможенная экспертиза — это исследования, которые организуются и проводятся экспертами таможенного органа или другими уполномоченными учреждениями. В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского союза (далее- — ТК ЕЭС) таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом, а в иных случаях экспертной организацией[1].
Она может назначаться в отношении товаров, таможенных, транспортных, коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов. Экспертиза имеет большое значение в целях государственной безопасности, а также в целях международной торговли. Стоит отметить, что именно она позволяет вовремя остановить движения некачественных товаров на потребительский рынок.
Анализируя статью ст. 388 ТК ЕЭС, можно сделать вывод, что цель данной экспертизы заключается в установлении сведений и данных, которые требуются для оформления товаров, перемещаемых через границу, а также выявление случаев предоставления недостоверных сведений при таможенном декларировании.
Как уже говорилось ранее, таможенная экспертиза осуществляется уполномоченным таможенным органом. Перечислим какие органы уполномочены на её осуществление. Так, Таможенная экспертиза может проводиться Центральному управлению или криминалистической службе (ЦЭКТУ или ЭКС). Отметит, что если указанные инстанции не могут выполнить исследование, то оно поручается государственным учреждениям. Они представляют собой специализированные органы исполнительной (федеральной) власти субъектов РФ. В их задачи входит обеспечение реализации полномочий органов дознания, судей, прокуроров и следователей путем организации и проведения экспертизы[2].
По мнению Лебедевой А.А. таможенная экспертиза является специальным видом научно-практического исследования, проводимого экспертами-таможенниками с целью получения квалифицированного, достоверного, объективного и независимого заключения по проблемным вопросам таможенного администрирования (регулятивного, правоохранительного и фискального характера), требующим для своего разрешения использования специальных таможенных познаний[2].
В настоящее время выделяют следующие проблемы, связанные с проведением таможенных экспертиз. Во-первых, снижается качество экспертиз. На наш взгляд, это связано с тем, что не соблюдается процессуальный порядок выполнения экспертиз, а это негативно отражается на показателях эффективности деятельности таможенных органов[‘3].
Во-вторых увеличение сроков производства экспертиз влияет на то, что большую часть времени занимает ожидание в создавшейся очереди, транспонируется в конфликт с интересами участников ВЭД, заинтересованными в уменьшении сроков таможенного контроля и проведения следствия и дознания по причине невозможности распоряжения в эти временные сроки обеспечительными депозитными денежными средствами или товарами. Это, в свою очередь, ведет к увеличению возможных коррупционных проявлений, а также негативно сказывается на оценке деятельности таможенных органов участниками ВЭД[4].
На наш взгляд, стоит выделить еще одну проблему в сфере проведения таможенной экспертизы, а именно — проблема профессиональной подготовки таможенных экспертов в России. На наш взгляд, правоотношения, возникающие в процессе аттестации специалистов данной области не урегулированы.
Так, по мнению. А.А. Лебедевой для повышения уровня подготовки экспертов следует разрабатывать новейшие комплексные методики, которые уже используются странами Евросоюза. Показателями высокой квалификации государственных таможенных экспертов являются совершенствование используемых ими методик, а также обязательная государственная аттестация экспертов. Большую роль в данной проблеме играет, то что ни один эксперт не может охватить множество областей знаний, необходимых для проведения экспертизы.
Еще одна проблема заключается в следующем: при осуществлении сертификации и проведении экспертизы создаются таможенные лаборатории, где заказчиками являются организации-участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по такому направлению таможенных органов, которые используют в своей деятельности результаты экспертизы[6].
В данном случае участник внешнеэкономической деятельности приобретает не независимую, а уже внутриведомственную экспертизу. Во многих регионах России таможенные лаборатории имеют монопольное положение в сфере таможенной экспертизы.
С.В.Казакова выделяет проблему, связанную с отсутствием единого нормативно-правового акта, который бы регламентировал деятельность экспертных учреждений. На наш взгляд, необходим документ, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства[5].
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что таможенная экспертиза является важным элементом, так как её главной целью является получение ответа на вопросы, которые возникли при осуществлении таможенного контроля. А также она позволяет выявить определенные правонарушения.
На наш взгляд, для того, чтобы предотвратить дальнейшее развитие проблем, необходимо направить меры на совершенствование института таможенной экспертизы, а именно развитие и усовершенствование нормативно-правовой базы.
Список литературы.
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
- Логинов Е.А. Теория и практика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. /Е.А. Логинов, В.В. Черевко. – М.: МГЭУ, 2017. – С. 74
- Логинов Е.А., Лебедева А.А., Некоторые проблемы при производстве таможенной экспертизы и пути их решения в условиях Евразийского экономического союза: статья в сборнике конференции. 2019.- С.105-110
- АндрееваЕ.И., Караулова А.Н. Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. 2015.- С.7-9.
- Нестеров А.В. Что такое таможенная экспертиза? Эксперт-криминалист.2017.-С.7-10
- С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.