Благодаря изучению предпочтений потребителей возможен конечный успех в конкурентоспособности и прибыльности предприятия. Для того чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях конкурентной борьбы, организациям нужно располагать большим объемом информации. Необходим систематический сбор информации, что совершенно невозможно без проведения маркетинговых исследований. [1]. Для того чтобы разработать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг такси «Такси-Максимум» в декабре 2019 года было проведено маркетинговое исследование. В ходе которого выяснилось процентное соотношение клиентов организации «Такси-Максимум» по половозрастным группам — мужчины и женщины, в возрасте 15-19 лет, 20-39 лет, 40-59 лет, более 60 лет (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение общего числа потребителей «Такси-Максимум» по половозрастным группам
Пол |
Мужчины |
Женщины |
||||||
Возраст (лет) |
15-19 |
20-39 |
40-59 |
>60 |
15-19 |
20-39 |
40-59 |
> 60 |
Доля данной категории в общем числе потребителей «Такси-Максимум» (% ) |
3,4 |
16,7 |
18,5 |
4,1 |
5,3 |
20,9 |
23,6 |
7,5 |
Таким образом, основными группами потребителей компании «Такси-Максимум» являются женщины, возрастных категорий «40-59» и «20-39» лет; мужчины в возрасте «40-59» и «20-39» лет. А клиенты возрастной категории «15-19» и старше 60 лет — являются самыми немногочисленными группами потребителей и среди женщин, и среди мужчин для рассматриваемой компании. Для составления списка пожеланий и нужд потребителей услуг такси было проведено анкетирование, в ходе которого, случайным прохожим, периодически пользующимся услугами такси, было предложено заполнить анкету. В данном исследовании участвовали 120 мужчин и 136 женщин. Для упрощения анализа результатов анкетирования участники анкетирования были распределены по тем же половозрастным группам, что и участники описанного выше исследования отдела маркетинга.
Для каждой фирмы, осуществляющей услуги такси, характерен свой набор дополнительных сервисов, оказываемых потребителям, что является конкурентным преимущество модной фирмы по сравнению с другими.
В ходе анкетирования, были выяснены, следующие пожелания и нужды потребителей, в отношении дополнительных сервисов (таких как: «Трезвый водитель»; «Детское кресло»; возможность заказа такси на определенное время; возможность заказа такси с некурящим водителем; возможность курения во время поездки; возможность заказа такси различным способом (по телефону, через мобильное приложение); выбор музыкального сопровождения; остановка для совершения необходимых в поездке покупок и определена их значимость. Вопросы об этих дополнительных сервисах были включены в анкету.
Участники исследования должны были оценить важность параметров лично для себя по шкале от 1 до 5 баллов (1-минимальное значение показателя, 5- максимальное). Ответы участников анкетирования сведены в таблицу 2 (таблица составлена с учетом данных таблицы 1, для наглядности и анализа исследуемых параметров).
Таблица 2 – Оценка значимости дополнительных сервисов для потребителей
Дополнительные услуги |
Мужчины |
Женщины |
||||||
15-19 |
20-39 |
40-59 |
>60 |
15-19 |
20-39 |
40-59 |
>60 |
|
«Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком) |
1,1 |
2,4 |
1,9 |
1,2 |
2,2 |
4,1 |
2,3 |
2,2 |
Возможность заказа такси на определенное время |
3,4 |
4,1 |
4,6 |
3,8 |
3,1 |
4,9 |
4,6 |
4,0 |
Возможность заказа такси с некурящим водителем |
3,7 |
2,4 |
1,8 |
4,2 |
4,1 |
4,2 |
4,8 |
4,8 |
Возможность курения во время поездки |
2,3 |
3,1 |
1,3 |
1,2 |
2,1 |
1,9 |
1,4 |
1,0 |
Возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения, через сайт организации); |
4,4 |
4,2 |
3,1 |
2,0 |
4,5 |
3,9 |
1,9 |
1,2 |
«Трезвый водитель» (возможность доехать до нужного места на своем автомобиле с водителем, от фирмы, предоставляющей услуги такси) |
1,1 |
3,9 |
2,9 |
1,0 |
1,0 |
1,8 |
1,2 |
1,0 |
Выбор музыкального сопровождения |
3,9 |
2,1 |
2,0 |
3,4 |
3,4 |
2,2 |
3,7 |
3,8 |
Остановка для совершения необходимых в поездке покупок |
1,8 |
2,6 |
2,1 |
1,2 |
2,4 |
4,1 |
3,3 |
1,6 |
Доля данной категории в общем числе потребителей «Такси-Максимум» (% ) |
3,4 |
16,7 |
18,5 |
4,1 |
5,3 |
20,9 |
23,6 |
7,5 |
Исходя из данных, представленных в таблице 2, видно, что для самой многочисленной категории потенциальных и реальных потребителей компании «Такси-Максимум», женщин в возрасте 40-59 лет, наиболее важными являются следующие дополнительные услуги: возможность заказа такси с некурящим водителем (4,8); возможность заказа такси на определенное время (4,6); выбор музыкального сопровождения (3,7).
Для следующей по величине категории потребителей организации «Такси-Максимум», женщин, возрастом 20-39 лет, наиболее предпочтительными являются следующие дополнительные услуги: возможность заказа такси на определенное время (4,9); возможность заказа такси с некурящим водителем (4,2); «Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком) (4,1); остановка для совершения необходимых в поездке покупок (4,1); возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения) (3,9). Следующей по многочисленности категорией потребителей компании «Такси-Максимум» является категория мужчины, в возрасте 40-59 лет. Для данной группы наиболее важными являются следующие дополнительные услуги: возможность заказа такси на определенное время (4,6); возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения) (3,1).
Таким образом, видно, что потребители не полностью удовлетворены услугами компаний, предоставляющих услуги такси. Следовательно, можно сделать вывод о том, что добавление таких услуг как: возможность заказа такси с некурящим водителем; возможность заказа такси на определенное время; «Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком); остановка для совершения необходимых в поездке покупок; возможность заказа такси различным способом — повысит лояльность рассматриваемых категорий потребителей, что приведет к увеличению количества клиентов, что в конечном итоге повысит прибыль компании и улучшит ее конкурентоспособность.
Итак, проанализируем требования и пожелания клиентов, и возможностей, которыми располагает ООО «Такси-Максимум» для удовлетворения этих пожеланий. Возможность заказа такси с некурящим водителем. В компании «Такси-Максимум» данной услуги нет, в первую очередь, потому что цены ниже, чем у конкурентов, из чего вытекает более низкий уровень оплаты труда водителей. Следовательно, некурящие водители, которые ценятся априори выше, переходят работать к конкурентам, а остаются те водители, которых конкуренты на работу не приняли либо те, которые хотят более удобные и комфортные для себя условия работы, без лишних требований и ради этого согласны на более низкий уровень оплаты труда. Так, в виду невысокого заработка, нельзя требовать от водителей выполнения данной услуги, так как у курящего водителя исчезнет желание работать в данной компании и ему проще будет «не курить» за более высокую плату. А в материальном стимулировании некурящих водителей, также, в данном случае нет смысла, так как таких водителей мало и нет гарантии, что именно некурящий водитель сможет выехать на данный вызов.
Возможность заказа такси на определенное время. Данную услугу также компания «Такси-Максимум» не оказывает, ввиду недостаточного количества водителей. Но, впрочем, данную услугу возможно реализовать следующим образом. Принимать заказы на определенное время не позднее, чем за 3 часа до предполагаемого времени исполнения заказа.
«Детское кресло»/ бустер (наличие в автомобиле такси детского кресла, если пассажир поедет вместе с ребенком). В компании «Такси-Максимум» данной услуги нет. Для ее реализации требуются дополнительные расходы, связанные в основном с покупкой детских автокресел/ бустеров. Но, со временем, данный вид сервиса необходимо реализовать. Остановка для совершения необходимых в поездке покупок. Данную услугу также компания «Такси-Максимум» не оказывает. Но ее можно и нужно реализовать, так как во время остановки никаких затрат, кроме временных, водитель не несет, а эти временные затраты оплачиваются. Возможность заказа такси различным способом (по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения). Организация «Такси-Максимум» заказ такси принимает всеми тремя способами. Но, мобильное приложение компании «Такси-Максимум», ввиду того, что появилось недавно, не доработано и имеет ряд недостатков, над которыми необходимо работать IT отделу предприятия. В ходе маркетингового исследования было выявлено, что 28% опрошенным удобнее осуществлять заказ такси через мобильное приложение, поэтому при улучшении мобильного приложения такси увеличится конкурентоспособность рассматриваемой организации.
По мнению автора, реализация данных мероприятий и устранение выявленных недочетов позволят повысить уровень конкурентоспособности услуг такси компании «Такси-Максимум».
Литература
- Неуструева А.С. Выявление потребительских предпочтений при покупке рыбной продукции в России // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1 (35). С. 66-68. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41667898
м