Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrere» «сталкиваться» и определяется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства [1]. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
В настоящее время существует множество определений понятия конкурентоспособности фирмы. Баринов А.В. пишет, что конкурентоспособность объектов определяется суммой конкурентоспособности его составных частей и их согласованности для того, чтобы достичь определенной цели. Блинов А.О. и Захаров В.Я. отмечают, что конкурентоспособность предприятия – это его свойство, позволяющее превзойти конкурентов, и достичь определенных результатов Захаров А.Н. под конкурентоспособностью предприятия понимает наличие у него определенных черт, благодаря которым появляется преимущества у данной организации в конкурентной среде [2].
Изучив, рассмотренные выше определения, можно говорить о том, что главным в конкурентоспособности товаров и услуг является соотношение цена/ качество. Товары/услуги являются конкурентоспособными, т.е. удовлетворяющие требованиям рынка, если цена и качество, данных услуг, устраивают потребителя.
Также можно говорить о том, что конкурентоспособность предприятия есть относительная характеристика, отражающая то, насколько отличается уровень развития данной фирмы от уровня развития фирм-конкурентов, прежде всего по степени удовлетворения потребностей потребителей.
То насколько быстро и эффективно предприятие может приспособиться к конкурентным условиям рынка определяет конкурентоспособность предприятия, которая зависит от многих факторов, например, однородность рынка, возможность использования технических новшеств; емкость рынка, легкий доступ на рынок, вид производимого товара, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на этом рынке.
По сути конкуренция – это разновидность экономического соревнования, в котором побеждает более шустрый и расторопный субъект, так как он «забирает» себе большую долю рынка. Проанализировав определения конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод о тот, что именно в связи с многогранностью этого понятия, на данный момент, нет единой трактовки этого термина.
Есть смысл дать определение конкурентоспособности организации, как комплексной характеристики фирмы, определяющей ее способность реализовывать свои преимущества перед конкурентами и обеспечивать свою рентабельность через лучшее приспособление к изменениям конкурентной среды в сравнении с фирмами-конкурентами.
Так, например, конкурентоспособность услуг такси – это прежде всего различие характеристик услуг по перевозке пассажиров посредством такси, предоставляемых одним субъектом по сравнению с теми услугами, которые оказывают его конкуренты; то есть конкурентоспособность отражает то, насколько одно предприятие может удовлетворять потребности клиентов лучше, чем другие. Конкурентоспособность определяет, то насколько качество услуг данного предприятия выше, чем качество услуг, оказываемых фирмами конкурентами, и показывает, насколько они могут конкурировать с услугами других компаний на данном рынке услуг по перевозке пассажиров посредством такси. Итак, можно говорить о том, что услуги, оказываемые предприятиями на рынке, должны быть способными выдерживать конкуренцию, которая характеризуется ценой и качеством предоставляемых услуг. Клиенты, в свою очередь, могут оценить эти услуги по степени удовлетворения своих потребностей.
Также, необходимо сформулировать определение конкурентоспособности фирмы, оказывающей услуги такси, которое поможет при внесении предложений по повышению конкурентоспособности организации и охарактеризует возможности для увеличения доли рынка. Руководствуясь этой целью, можно говорить о том, что конкурентоспособностью организации можно назвать способность предприятия забрать себе наибольшую долю рынка, используя свои более высокие, чем у конкурентов параметры, которые отвечают требованиям клиентов и при этом, в нужной степени, поддерживается прибыльность организации.
Чтобы проанализировать положение организации в рыночной среде, в сравнении с фирмами – конкурентам нужно выявить факторы, определяющие позиции организаций в условиях конкуренции. Также, рассмотрение данных факторов позволит определить достоинства и недостатки данной фирмы и фирм- конкурентов и предложить способы повысить конкурентоспособность организации, а также повысить долю продаж, и таким образом, добиться процветания компании.
Факторы конкурентоспособности организации можно классифицировать разными способами. К основным факторам, преуспевания в рыночной среде, часто относят: финансовое положение предприятия; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.
В. Петров полагает, что есть три основных фактора, которые определяют конкурентоспособность фирмы. Прежде всего ресурсный. т.е. – это количество ресурсов, затрачиваемое на оказание данной услуги потребителю. В. Петров считает, что фирма сама может регулировать рассматриваемый фактор, потому что большое значение имеет политика самого предприятия, т.е. научно- исследовательские работы, обучение кадров предприятия, затраты на маркетинговые мероприятия и другое [3].
Следующий фактор – ценовой, который характеризует значение цен и их изменение на необходимой фирме ресурсы, а также на услуги. Оказывать влияние на ценовой фактор предприятию сложно, так как цены в России в основном регулируются экономической политикой правительства. И последний фактор, который выделяет В. Петров, «Фактор среды». Он включает в себя экономико- политическую ситуацию в России и уровень влияния государства на участников рынка. Итак, можно сделать вывод, что организация не имеет возможности оказывать влияние на все факторы конкурентоспособности и, как следствие, влияние государства на экономику становится все более значительным [3].
Все критерии конкурентоспособности организации относятся либо к внешним, либо к внутренним. Внутренние факторы – характеризуют способность организации поддерживать свою конкурентоспособности. К ним относятся: возможности специалистов маркетинга; научно-технический, финансово-экономический и кадровый потенциал организации; результативность рекламы и других способов продвижения товаров и услуг; результативность производственного контроля, испытаний, обследований; материально-техническое оснащения фирмы; уровень обслуживания.
Под внешними факторами подразумевают прежде всего: политико-административные; финансово-экономические; социально- демографические; природно-экологические; научно-технические; инфраструктура; внешнеэкономические; инновационные; информационные.
Можно сделать следующий вывод, конкурентоспособность организации определяется свойствами самой организации, т.е. внутренними факторами, и внешними факторами.
Реалистичная оценка конкурентоспособности организации дает возможность установить настоящие позиции предприятия на данном рынке, предложить стратегию и тактику эффективного управления организацией, определение партнеров для ведения бизнеса, привлечение инвестиций; продумать стратегии, с помощью которых организация сможет начать деятельность на новых рынках сбыта. Опять же это можно осуществить, только если применяются соответствующие способы анализа уровня конкурентоспособности организации.
Оценка конкурентоспособности организации это комплексная, достаточно сложная задача, потому что нужно принимать во внимание большое количество различных критериев, поэтому методика осуществления анализа конкурентоспособности предприятия на данный момент не является продуманной до конца. Также, многогранность понятия конкурентоспособности приводит к большому количеству методов ее оценки.
Далее представлена группировка способов оценки конкурентоспособности организаций (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий [4]
В основу рисунка в качестве признаков классификации заложены: вид получаемых данных об уровне конкурентоспособности; источник получения информации; способ получения информации; форма получения результатов анализа конкурентоспособности, выявленных в ходе оценки.
Вышеизложенное позволяет сказать, что управление конкурентоспособностью предприятия – это целый механизм мероприятий, приемов и технологий по своевременной оценке, стратегическому планированию для создания и поддержания конкурентных преимуществ, осуществление которых возможно посредством реализации предпринимательских проектов в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В современных условиях рынка грамотная, своевременная оценка конкурентных позиций предприятия, реальное сопоставление деятельности с конкурентами позволяют сформулировать основную проблему, которая может быть принята как базовая точка для реализации предпринимательского проекта по повышению уровня конкурентоспособности.
Литература
- Пальникова Е.Н. Конкурентоспособность автотранспортной отрасли и факторы обеспечения конкурентоспособности автотранспортных предприятий // Журнал «Вестник магистратуры» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26274225
- Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГТУ. 2010. Том 16. № 1. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.tstu.ru/rus/t_16/pdf/16_1_022.pdf
- Мальчик М.В. Диалектика понятийного аппарата конкурентоспособности предприятий в исследовании рефлексивного ее управления // Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-ponyatiynogo-apparata-konkurentosposobnosti-predpriyatiy-v-issledovanii-refleksivnogo-ee-upravleniya
- Горин И.А. Использование инструментов и методов менеджмента при формировании стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004253734.pdf