Профессиональная подготовка кадров гуманитарного профиля для таких поликультурных регионов, как Якутия, априори подразумевает необходимость формирования у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе компетенций, позволяющих плодотворно реализовать межкультурную коммуникацию, сложные правила сосуществования, решать жизненные и профессиональные задачи в условиях паритетных отношений между языками и культурами. Из всего комплекса подобных компетенций проанализируем социокультурную компетенцию, которая определяется как субкомпетенция коммуникативной компетенции и предполагает «соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у обучающихся способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Социокультурная компетенция включает три блока знаний: лингвострановедческие знания, социально-психологические знания, культорологические знания» [1, с. 117]. Так, в частности, она подразумевает знание студентами национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе обучения.
Проведенное в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) среди 87 студентов-филологов 3-4 курсов факультетов педагогического профиля анкетирование продемонстрировало, что на настоящий момент сформированность социокультурной компетенции будущих педагогов-филологов находится на невысоком уровне. При высокой мотивации и достаточно позитивном отношении к представителям других народов, характеризуется средним уровнем эмпатии, недостаточной подготовкой в области знания социокультурных моделей вербального и невербального поведения (63,9%), поверхностным знакомством с укладом повседневной жизни и быта других народов Якутии (58,4%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что будущие педагоги-филологи не во всем соответствуют новым требованиям, предъявляемым к современному учителю в области социокультурной компетенции. Так, не все студенты готовы выступать в роли носителей иноязычной культуры, способствовать развитию положительного к ней отношения, содействовать процессу вторичной социализации школьника в условиях поликультурной среди школ Республики Саха (Якутия). Факты позволили выявить проблему недостаточно устойчивых навыков социокультурной компетенции даже у студентов, прошедших педагогическую практику, имеющих опыт профессионального межкультурного общения. Это приводит к снижению эффективности коммуникации между представителями различных культур, в нашем случае якутской, русской и культуры народа изучаемого иностранного языка.
Формирование такой компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов проводится в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира и в итоге способствует достижению межкультурного понимания между людьми и становлению вторичной языковой личности. Такой подход в обучении следует осуществлять не только на занятиях при изучении языков и при освоении культурологических дисциплин. Он должен влиять на весь процесс обучения студентов, избираемые методы преподавания и стиль взаимоотношений в диаде «преподаватель – студент», а также применяться при организации внеаудиторной работы как одного из приоритетных направлений воспитания личности студентов в Северо-Восточном федеральном университете.
Реализовать диалог культур возможно при проведении соответствующих целям формирования социокультурной компетенции мероприятий, например, фестиваля «СВФУ: объединяя нации» [2, с. 104]. Фестиваль включал в себя «круглый стол», где обсуждались проблемы адаптации студентов разных культур к системе высшего образования, правилам совместного обучения и проведения досуга, языкового барьера, климата, условий проживания. Студенты из других стран и регионов РФ рассказывали о своих первых впечатлениях, о Якутске, о трудностях, смешных случаях языковой и культурной адаптации. Также состоялся микс-концерт музыки и танцев народов, обучающихся в СВФУ. На память о фестивале студенты обменялись самостоятельно сделанными сувенирами с символикой их родных городов и стран. По оценке участников фестиваля, такие мероприятия дают уникальную возможность в неформальной обстановке вести равный диалог между сверстниками о том, что их объединяет и что делает их разными, неповторимыми и потому интересными друг другу. Полученные знания и опыт межкультурного общения используется ими и в процессе обучения, освоения культурного фона получаемой профессии.
Эффективным для социокультурной компетенции обучающихся является также совместная проектная деятельность в социально-культурной сфере. Примером может послужить проект «Вытри пыль – спаси культуру!» [3, с. 313-315]. Цели мероприятия – актуализация национально-культурных ценностей Республики Саха (Якутия), повышение уровня информированности студентов о культурном наследии Якутии. Этот ежегодный проект предполагает приведение в порядок памятников и мемориальных досок г. Якутска, сбор и трансляцию среди населения информации о выдающихся, разных национальностей деятелях культуры, науки и искусства, проживавших в городе, организацию уличного концерта по их произведениям на русском, якутском, английском и восточных языках. Проект ориентирован также на воспитание у студентов патриотизма, гордости за талантливый многонациональный народ своей республики.
Цель наладить дружеские коммуникации между спортсменами-школьниками из 26 стран преследует проект «Педагоги-волонтеры – детям Азии», реализуемый во время Международных спортивных игр «Дети Азии». Здесь студенты-филологи получают уникальную практику на профессиональном уровне доступно и интересно представить культуру Якутии и подробнее познакомиться с культурными особенностями представителей Азиатско-Тихоокеанского региона.
Еще одним примером плодотворной социально-культурной адаптации будущих педагогов в процессе практической проектной деятельности являются действующие педагогические отряды «Мир чудес» (Филологический факультет) и «Скайнлайн!» (Институт зарубежной филологии и регионоведения СВФУ). Члены отрядов на протяжении учебного года осваивают вожатское мастерство: посещают специальные лекции, создают и апробируют программы для детских летних лагерей лингвистического профиля, ведут системную работу с воспитанниками детдомов, реабилитационных центров, организуют социальные акции и флэш-мобы («Синяя птица», «Протяни руку», «Радость творческого труда» и т.д.). Студенты являются участниками и организаторами городских и республиканских мероприятий, объединяющих молодёжь разных национальностей.
В результате проведенных студенческих проектов зафиксирован значительный рост уровня социокультурных знаний, повышение общей мотивации учения, развитие мотивации интеграции, уровня эмпатических способностей, восприимчивости к новым идеям, тактичности, умения владеть эмоциональным состоянием в межкультурном общении, сближение уровней позитивного отношения к народам своей страны и страны изучаемого языка.
На наш взгляд, формирование социокультурной компетенции студента-филолога педагогического профиля играет важную роль в развитии его личности, гуманистической направленности, в общем процессе подготовки педагога, отвечающего требованиям демократического общества. Отраженные в структуре социокультурной компетенции личностные качества педагога, проецируемые на педагогическое общение, способствуют проявлению тактичности, толерантности, позитивного отношения к представителю другой культуры, уважения его уникальности, умения управлять своим эмоциональным состоянием, понимания психологического состояния собеседника, сопереживания ему.
Литература
1.Малкова Ю.Л. Социокультурная компетенция и регионоведческий компонент содержания обучения иностранному языку // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. Выпуск 5, 2012. – С. 116-136.
2.Корнилова В.В. Актуальные вопросы нравственного воспитания студентов специальности «Связи с общественностью/ матер. междунар. заочной науч.-практ. конф. «Человек и современное общество: вопросы педагогики и психологии». Часть 1. (25 января 2012 г.) – Новосибирск: Изд. «ЭКОР-книга», 2012. – с. 102-105.
3.Мордовская А.В., Винниченко В.А. Стратегия и тактика толерантного поведения PR-специалиста в поликультурной среде региона // Социальные аспекты имиджевой политики региона: Коллективная монография / Под науч. ред. Л.Н. Цой. – Москва: Издательство «Спутник», 2011. – 355 с.
References
1.Malkova Yu.L. Socio-cultural competence and regional studies component of the teaching of a foreign language // Bulletin of the Faculty of Humanities IGKTU. Issue 5, 2012. — p. 116-136.
2.Kornilova V.V. Topical issues of moral education of students of the specialty «Public Relations / Mater. international correspondence nauch.-practical. conf. «Man and modern society: issues of pedagogy and psychology.» Part 1. (January 25, 2012) ¬– Novosibirsk: Ed. «ECOR-book», 2012. — p. 102-105.
3.Mordovskaya A.V., Vinnichenko V.A. Strategy and tactics of tolerant behavior of a PR specialist in the multicultural environment of the region // Social aspects of the image policy of the region: Collective monograph / Under scientific. ed. L.N. Choi. — Moscow: Sputnik Publishing House, 2011. — 355 p.
© С.В. Панина, С.Ю. Залуцкая, 2018