ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ И ОБУЧАЕМОСТЬ

9 марта 8:49

Все мы слышали о благоприятном воздействии физических упражнений на организм. Они влияют на наше тело и самочувствие. Вырабатываются полезные гормоны, улучшается кровообращение, усиливается метаболизм, ускоряется обмен веществ, выравнивается дыхание, повышается выносливость организма, увеличивается чувство уверенности, мы принимаем правильные решения быстрее.

Совершенно точно известно, что спорт влияет на мозг очень хорошо: лучше рабочая память, лучше внимание, долговременная память.

А так ли это? И что за этим стоит, если так? Существует ли не мифическая, а реальная связь физической нагрузки с эффективностью обучения?

Существует, и прежде всего на нейрофизиологическом уровне. Спорт готовит нас к процессу обучения, настраивает нас на восприятие новой информации, помогает клеткам более эффективно связываться, что способствует нейрогенезу. Физическая нагрузка приводит нас в состояние мотивации, внимания, фокуса.

Спорт улучшает кровоснабжение. Кровь приливает к мышцам образуется больше глюкозы и кислорода, происходит интенсификация дыхания, мозг получает больше крови, до определённого предела соответствующее восьмидесяти процентам нашего пульса, потом наоборот сокращается. Эксперименты показывают, что постоянное занятие спортом влияет на увеличение количества белков, влияющих на образование новых капилляров. Проводились эксперименты на мышах, их регулярно гоняли на беговых дорожках, если в жизни человека или животного постоянно присутствует физическая активность, то мозг получает больше крови, растут новые синаптические связи.[1]  Две клетки головного мозга начинают образовывать связи, за счёт того, что мозг вырабатывает несколько типов веществ, они называются нейромедиаторами, их три – дофамин, серотонин и норипенефрин.

Серотонин позволяет нам себя контролировать, обладает антидепрессивным действием, повышает настроение, стимулирует активное поведение, выработка дофамина связана с ощущением уверенности при принятии решений. Норэпинефрин ответственен за мотивацию и внимание. Аргументом против здесь может служить наличие огромного количества стимулирующих препаратов, но когда мы принимаем лекарства, то влияем лишь на один нейротрансмиттер, разного рода антидепрессанты  работают, повышая активность одного из нейротрансмиттеров во всём головном мозге, физическая нагрузка же повышает и балансирует все нейротрансмиттеры, правильно сочетает их в различных долях мозга. Приподнятое расположение духа появляется сразу после тренировки и сохраняется на протяжении нескольких часов. Кроме того, физически активные люди способны реагировать быстрее, чем  малоактивные.[2]             Один нейрон выпускаяет нейротрансмитеры, другой принимает, принимающие нейроны находятся на дендритах. Физические упражнения помогают нашим нейронам лучше связываться и крепнуть этим связям. Есть вещество, которое называется  BDNF, оно помогает нейрону распускаться и иметь больше принимающих дендритов, помогает клеткам приживаться, становиться частью нервной системы.                                                               В 2007 году немецкие исследователи установили, что люди, которые занимались спортом, в последующем учили на 20 процентов иностранных слов больше, что коррелировало с количеством этого вещества (BDNF) в их мозге.                                                                                                 Нейронные связи строятся быстрее путём сложных моторных упражнений.                                                                                                  В 2014 г. вышло исследование, авторы которого сравнивали мозг бразильского футболиста Неймара с мозгом пловцов и обычных людей. Они обнаружили разницу в активности мозга при выполнении одних и тех же действий. Задача была простая – Неймар должен был, лежа в томографе, крутить стопой, ученые же следили, как меняется при этом активность мозга. У Неймара, по сравнению с другими испытуемыми, активация участка моторной коры, отвечающего за движения стопы, была относительно небольшой – меньше, чем у пловцов, и намного меньше, чем у неспортсменов. Чтобы заставить шевелиться свою ногу, любителю нужно подключить намного большее количество нейронов, чем профессиональному футболисту. То есть профессионал выполняет такую задачу максимально эффективно – его мозг не сильно напрягается для того, чтобы выполнять привычное действие. Более того, активность в его мозге снижается, поскольку этот навык стал автоматическим и не требует активной работы соответствующих участков коры. Регулярные тренировки повышают болевой порог и реорганизуют структуру мозга, помогая ему бороться со стрессом и усталостью.[3]                                                                                       Ключевая функция мозжечка – это регуляция внимания, причем внимания моторного.                                                                               Мозжечок ответственен за моторику, но также новообразованные связи в этой зоне связи могут быть использованы для социальных функций, потому  части мозга мультизадачны. Функция мозжечка – из идеи движения составить четкую программу. Поэтому он имеет отношение к регуляции любой не только двигательной, но и психической активности.
         Люди, которые занимаются, имеют лучшие когниктивные показатели. Тесты на внимание люди проходят успешнее после получасовой езды на велосипеде, нежели после пассивного просмотра видео.                             Но уставать в спортзале очень сильно для мозга вредно, полезно быстро ходить или медленно бегать, лучше делать это регулярно. Чем чаще вы тренируетесь, тем легче вам усвоить и запомнить новую информацию.                Положительный эффект от физических упражнений очень быстро появляется и так же быстро уходит, если ранее человек не посвящал спорту  часть своего времени.
         Люди, которые регулярно тренируются, более продуктивные и внимательные. Но можно закрепить и усилить эффект с помощью  занятий танцами или гимнастикой — такими нагрузками, где особое внимание уделяется положению тела в пространстве, это помогает нейрогенезису, восстановлению нервных клеток.                                                        Тренировки помогают обзавестись не только подтянутой фигурой, но и гибким мозгом. 

 

Список литературы:

 

  1. Антипова О.С., Кузнецова И.А., Соломка Т.Н. Особенности ритмов головного мозга у спортсменов// Омск, 2013. — 24-27 c.
  2. Беданокова Л.Ш. Влияниеспортивных физических нагрузок на особенности развития когнитивных функций у студентов// Майкоп, 2013. — 29 с.
  3. Данилов А.В. Структурно-функциональные особенности мозжечка крыс при действии алкоголя и физической нагрузки// Челябинск, 2016. – 23 с.
  4. Ланская О.В. Нейрофизиологические механизмы функциональной пластичности спинальных систем двигательного контроля// Москва, 2014. — 50 с.
  5. Черапкина Л.П. Тристан В.Г.Особенности биоэлектрической активности головного мозга спортсменов// Журнал: «Человек. Спорт. Медицина»,  2011. — 27-31 с. 20

 

[1] Данилов А.В. Структурно-функциональные особенности мозжечка крыс при действии алкоголя и физической нагрузки// Челябинск, 2009. — 10 с.

 

[2] Беданокова Л.Ш. Влияние спортивных физических нагрузок на особенности развития когнитивных функций у студентов// Майкоп, 2013. — 26 с.

 

[3] Ланская О.В. Нейрофизиологические механизмы функциональной пластичности спинальных систем двигательного контроля// Москва, 2014. – 44 с.