В своем исследовании Люкшинов А. Н. отмечает, что планирование является важнейшей составной частью управления предприятием. Грамотное и квалифицированное планирование позволяет успешно и безубыточно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность предприятия, заключающуюся в предвидении перспектив развития на будущий период, в эффективности проведения инновационной деятельности, в повышении эффективности производства и улучшении финансовых результатов деятельности, а также в своевременности обновления и модернизации предоставляемых услуг в области архитектурного проектирования и повышении качества в соответствии с конъюнктурой рынка с минимизацией всех рисков в предпринимательской деятельности [11].
Применение планирования в управленческой деятельности создает следующие важные преимущества:
— делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
— проясняет возникающие проблемы;
— стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
— улучшает координацию действий в организации;
— создает предпосылки для повышения образовательной подготовки персонала, что для сферы архитектурного проектирования является актуальным в условиях развивающихся технологий, применяемых в деятельности;
— увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией в быстроменяющихся условиях факторов внешней среды, что способствует более рациональному распределению ресурсов и улучшает процесс контроля в организации [3].
Важно отметить, что среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так оно включает определение конечных показателей, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств, необходимых для достижения конечных результатов. Необходимость в планировании определяет целевая, ориентированная на конечный результат, природа организаций. Планирование в сфере предоставления услуг проектирования играет главную роль в обеспечении своевременной разработки проекта для заказчика на основе рационального использования ограниченных экономических и материальных ресурсов в текущем периоде времени. Выбор той или иной системы оперативного планирования определяется объемом спроса на услуги проектирования, затратами и результатами планирования, масштабом и типом разработки проекта с учётом организационной структуры предприятия [4].
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования [9].
Следовательно, значение функции планирования в предпринимательских структурах архитектурного проектирования очень велико: с помощью детально разработанных планов, основанных на реальных фактах хозяйственной деятельности предприятия, анализа деятельности в предыдущих годах, руководитель сможет эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия и влиять на результаты по итогам финансового года. Планирование на предприятии позволяет в полной мере учитывать влияние изменений в факторах внешней среды, разрабатывать программы адаптации к изменяющимся факторам и программы использования благоприятных возможностей для предприятия, а также программы альтернативных стратегий в случае наступления определенных рисков [6]. Все это делается для минимизации негативных факторов и максимального использования благоприятных обстоятельств. В условиях активной конкуренции и сложной внешней среды эффективное управление компанией возможно только благодаря использованию планов хозяйственной деятельности на основе системы планирования на предприятии. Планы ориентируют работу всех подразделений и отделов предприятия на совместную целенаправленную работу для достижения поставленной цели перед предприятием [8].
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [12].
Как отмечает Арутюнова Д.В., в теоретическом менеджменте различают понятия «стратегическое планирование» и «стратегическое управление». Под стратегическим управлением понимают стратегическое планирование с обратной связью [1]. Окружающая среда претерпевает стремительные изменения и намеченные цели и стратегии их достижения необходимо вовремя корректировать. Для этого создаются формальные и неформальные способы получения обратной связи о том:
— насколько намеченные цели соответствуют изменившемуся внешнему окружению;
— в каком состоянии ресурсы и их потенциал;
— не устарели ли стратегии.
Таким образом, стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления человеческим потенциалом, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей. Дает возможность гибко реагировать и проводить своевременные изменения в организации, отвечающие изменениям со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ. Стратегическое планирование дает возможность организации сохранять жизнеспособность деятельности в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [4].
До недавнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться и все больше и больше компаний, представляющих средний и малый бизнес, начинают заниматься осуществлением стратегического планирования в своей деятельности.
Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей и в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий [10].
Современный темп изменений в факторах внешней среды является настолько непредсказуемым, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих негативных явлений и определения возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
Необходимо определить особенности стратегического планирования при управлении организацией:
— должно дополняться текущим;
— стратегические планы разрабатываются высшим руководством фирмы ежегодно;
— годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
— менеджмент компании должен осознавать, что механизм стратегического планирования должен подлежать постоянному усовершенствованию.
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач [7].
Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования заключаются в следующем:
1) Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.
2) Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества персонала; тесной связи организации с внешней средой; обновления предоставляемых услуг в области проектирования; совершенствования организации труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия [11].
3) Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Компетенции работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.
4) Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно отрицательными бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпуске новых услуг; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.
5) Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных и т.п. В этом отношении стратегическое планирование — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств [11].
Таким образом, подводя итог можно сделать вывод, что для успешного достижения целей организации необходимо с помощью методов управления правильно спланировать работу, ибо план обеспечивает интеграцию всех участников для достижения конечных результатов.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Его ключевыми компонентами являются цели и указания для принятия решений, а также основные этапы планирования.
Использованные источники:
- Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. – М.: Экономика, 2009.
- Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]/ М.М. Алексеева Учебно-методическое пособие.-Финансы и статистика, 2007.-С. 76.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента [Текст] / К. Боумэн — М.: ЮНИТИ, 2011.- С. 430.
- Винокуров, В.А. Организация стратегического менеджмента на предприятии. [Текст] / В.А. Винокуров — М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. –С. 135.
- Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В.А. Винокуров — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010.- С. 340.
- Виссема, Ханс, Стратегический менеджмент [Текст] / Ханс. Виссема — М.: Финпресс, 2008.- С. 546.
- Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский. – М.: АСА, 2010. – 624 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. [Текст]: Учебник / М.: Прогресс, 2001.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: — учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: «Новое знание», 2007. – 336с.
- Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 375 с.
- Ляско В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 288 с.