ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

23 сентября 3:37

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты. По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет – это важнейшее звено системы управления учреждениями непроизводственной сферы.

Определяющие регламентации (правила и указания) бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений, устанавливаются централизованно Министерством финансов России.

Время перехода к новой методике государственного учета было обусловлено тем, что произошло реформирование бюджетного процесса и внедрение бюджетирования, которое ориентировано на определенные результаты.

В первую очередь нужно было создать условия для формирования соотношений между активами и обязательствами, т.е. формировать баланс России, основываясь на общепринятые в мире международные стандарты бюджетного учета и отчетности. Во вторую очередь нужно было обеспечивать все операции с государственными финансами путем открытости и прозрачности. Затем следует создать такие условия, чтобы было единение бюджетного учета, когда исполняются бюджеты любого уровня, путем совершенствования межбюджетных отношений. Те учреждения, чью основную деятельность целиком или по частям финансирует государство, основываясь на сметы доходов и расходов, называются бюджетными. Обязательное условие – открытость финансирования по сметам  и ведению бухгалтерского учета и отчетности в том порядке, который предусмотрен для бюджетных учреждений. У информационной системы для бюджетных организаций имеется ряд особенностей, которые обусловлены значительными различиями в правиле ведения бухгалтерского учета, находящих свое отражение в коммерческого и бюджетного рода организациях. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях регламентируются специальными нормативными актами, адресованными для них.

Актуальность данной темы состоит в том, что бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях является составной частью единой системы учета РФ. Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Цель работы – рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на современном этапе;
  • рассмотреть организацию учета хозяйственных операций в бюджетном учреждении;
  • изучить формы контроля, применяемые в бюджетных организациях.

Предметом исследования является система бухгалтерского учета и организация финансов в бюджетном учреждении.

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

Движение безналичных денежных средств, полученных за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников, учитывается учреждениями на счетах Органа Федерального Казначейства (ОФК). Все операции с денежными средствами на лицевом счете ведется в разрезе кодов бюджетной классификации. Кассовые операции осуществляются с Порядком ведения кассовых операций в РФ, указание ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054. Расчеты по заработной плате сотрудникам учреждения ведутся в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.

В отличие от бухгалтерского учета коммерческих организаций, где главной задачей отчетности является оценка их деятельности, отчетность бюджетных учреждений ориентирована, прежде всего, на контроль деятельности учреждений со стороны органов государственной власти. Правоспособность бюджетных учреждений, входящих в систему централизованного бухгалтерского учета, еще более ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться полученными денежными средствами. [4]

Внедряемая система бюджетного учета и отчетности, сопровождающая бюджетный процесс, позволяет отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году, по среднесрочному периоду, в рамках которого реализуются бюджетные программы. Надлежащая система бухгалтерского учета является одним из ключевых блоков системы внутреннего контроля бюджетных учреждений, которая не всегда адекватна происходящей в бюджетной системе реформе, направленной на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами.

Чтобы обязательность внутреннего финансового контроля стала повсеместной нормой управления государственными финансами, а возможности контроля — реальными, существующие оплошности в бюджетном законодательстве следует устранить. Надо учесть, что в бюджетных учреждениях «первую линию» контроля представляет бухгалтерия. Без ее участия никакие расходы невозможны. Поэтому службы внутреннего контроля должны быть созданы во всех бюджетных организациях, имеющих бухгалтерии. Лицей нуждается в системе внутреннего контроля, но его внедрение не должно быть спонтанно. Нет необходимости организовывать крупномасштабный отдел внутреннего контроля, а необходимо внедрять его постепенно. Проверка состояния и эффективности внутреннего контроля, соблюдения его органами законодательства о финансовом контроле должна стать функциональной обязанностью всех органов внешнего контроля.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О бухгалтерском учете» / [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
  2. Инструкция по бюджетному учету. Утверждена Приказом МФ РФ от 16.12.2010 г. № 174Н.
  3. Бабаев, Ю., А. Бухгалтерский учет и анализ. Основы теории для бакалавров экономики: Учебник / Ю. А. Бабаев, А.М. Петров. — М.: Вузовский учебник, 2017. — 190 c.
  4. Жуклинец, И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебник и практикум / И.И. Жуклинец. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 504 c.