В настоящее время увеличивается число случаев детской преступности, наблюдается тенденция к росту количества детей с девиантным поведением, проблемами со здоровьем, что, в большинстве случаев, обуславливается обесцениванием института семьи: когда семья не в состоянии заботиться о своих детях, не выполняет своих родительских обязанностей, сама создает опасные условия для жизни и развития детей.
К сожалению, проблемы в социальной политике нашей страны, которые размывают границу ответственности между семьей и обществом в воспитании и становлении детей, только стимулируют повышение уровня детского неблагополучия. Отсутствие возможности у социума влиять на семью в деле воспитания, бездействие систем настоящей материальной и социально-педагогической поддержки нуждающейся семье перекладывают ответственность на школу – на плечи классного руководителя, заведующего воспитательной работой, социального педагога, психолога. Их самой главной задачей является оптимизация процесса социализации детей группы риска, их адаптации к образовательным, воспитательным институтам. [6]
При существующих различиях в подходах, позициях, взглядах и методах, все – педагоги, социальные работники, социальные педагоги, психологи общеобразовательных учреждений, центров сопровождения, родители преследуют одну цель – успешную социализацию человека. Специалисты, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, усиленно ищут лучшие пути развития ребенка, будущего ответственного, полноценного и самостоятельного члена общества. [7]
Поэтому психолого-педагогическая работа, направленная на адаптацию детей и подростков, имеющих различные отклонения от норм социального развития, является наиболее актуальной темой для изучения в современном российском обществе и продолжает активно изучаться по сегодняшний день.
Данная статья основана на выпускной квалификационной работе, в которой под категорию «дети группы риска» попадают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: малообеспеченные, многодетные семьи, одинокие отцы, несовершеннолетние мамы, опекуны (старше 50 лет), дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях.
Целью данной работы является изучение особенностей организации психолого-педагогической работы Якутской городской общественной молодежной организации «Подросток».
Диагностика личностных особенностей, состояний, межличностных отношений помогает выявить проблемные зоны нормального развития. Полученные данные служат специалистам опорой для построения профилактической и/или коррекционной работы, а также для просветительской работы с родителями. На основании данных, полученных из диагностики, начинается профилактическая работа с ребенком. Ее задача – предотвращение и минимизирование болезненных состояний, трудностей в развитии, обучении, воспитании. Плановая диагностическая работа ведется с целью правильного построения профилактической работы. [2]
Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий. Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска в «группу риска». [5]
Дошкольные, школьные учреждения являются механизмом осуществления контроля соблюдения прав ребенка, так как эти системы активно работают с семьями, имеют возможность влияния, участвуют в развитии, жизни детей одну из главных ролей. [6]
Еще в 1989 году Министерство народного образования РСФСР направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССР от 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования». Обозначенный документ обязателен к исполнению. [3] В 1993 году по приказу Министерства образования РФ должность психолога (практического психолога) в учреждениях образования переименовывается в должность «педагог-психолог». [4]
Одной из самых сложных задач профессиональной деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение детей, которых называют трудными, трудновоспитуемыми, педагогически запущенными, проблемными, дезаптированными, детьми с девиантным поведением, или, детьми группы риска. Главной задачей психолого-педагогического сопровождения является превентивная работа, которая должна быть систематична, комплексна, содержательно насыщенна, целостна, преемственна, скоординирована. [1]
Выявление и сопровождение учащихся группы социального риска, испытывающих на себе воздействие негативных социальных факторов развития проводится через взаимодействие классного руководителя, педагогов, сотрудников центра сопровождения.
Одним из эффективных центров сопровождения детей и подростков группы социального риска признана Якутская городская общественная молодежная организация «Подросток», которая была образована 18 сентября 1990 года. Она является одной из самых старых социально-ориентированных общественных организаций не только Якутска, но и в Республике Саха в целом. За свою историю существования ЯГОМО «Подросток» была удостоена множества наград и званий, а реализованные за многолетнюю деятельность проекты и акции «Подростка» были высоко оценены не только на муниципальном, но и на Республиканском, Федеральном уровнях.
Сложность и многозначность проблем, практически ежедневно возникающих перед сотрудниками Якутской городской общественной молодежной организацией «Подросток», предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения.
Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить, во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы обратившихся, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности.
Люди, обращающиеся за помощью в ЯГОМО «Подросток» — это семьи с детьми, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: малообеспеченные, многодетные семьи, одинокие отцы, несовершеннолетние мамы, опекуны (старше 50 лет), дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях. Благодаря многолетнему опыту работы, в «Подростке» сложилась комплексная система помощи и поддержки таких семей.
С 1993 г. работает клуб «Памулечки» (ныне «Отцы и дети»), который объединяет одиноких отцов. Проблемы, возникающие в семьях одиноких отцов малоизученны. Причинами воспитания детей одним отцом могут являться смерть матери, развод родителей, лишение родительских прав матерей. Если раньше преобладающей причиной появления одиноких отцов служила смерть матери, то в последние годы наблюдается тенденция увеличения доли таких семей по причине самоустранения матери от воспитания и обеспечения детей и как следствие – лишение ее родительских прав. На сегодняшний момент в клубе состоят 64 отца, которые воспитываю 124 ребенка.
Следующим направлением работы является помощь беременным или уже ставшими мамой несовершеннолетним девочкам. Для них с 1996 г. начал свою работу клуб «Маленькая мама». Сегодня на учете состоит 15 несовершеннолетних мам воспитывающих 25 детей.
Стоит отметить, что как семьи одиноких отцов, так и семьи несовершеннолетних матерей редко сами обращаются за помощью, поэтому оценить весь масштаб проблем этих семей довольно сложно, официальный учет и статистику таких семей никто не ведет.
В 2005 году при ЯГОМО «Подросток» создан Клуб «Опята». Данный клуб ведет работу и оказывает помощь семьям опекунов старше 50 лет. Преимущественно это бабушки и дедушки, которые взяли на воспитание своих внуков или племянников, оставшихся без попечения родителей по причине их потери или лишения родительских прав. На сегодня на учете состоят 65 семей опекунов, воспитывающих 69 детей до 18 лет.
Вся работа с такими семьями направлена на сохранение детско-родительских отношений, профилактику правонарушений и асоциального поведения детей и подростков, оказание информационной, методической, материальной помощи.
Далее следует краткая информация о структурных подразделениях ЯГОМО «Подросток».
Центр «Прикосновение». Центр по сбору и распределению вещей, продуктов питания, предметов быта, мебели, бытовой техники, предметов ухода, где любой нуждающийся может получить материальную помощь
Гигиен-центр «Мойдодыр». В центре семьи с детьми, проживающие в неблагоустроенных или частично-благоустроенных домах могут бесплатно постирать, высушить и погладить свои вещи, воспользоваться услугами душевой и туалетной комнаты. Для многодетных, неполных, малообеспеченных и т.п. семей предусмотрены льготы.
«Досуговый центр». Центр ведет работу по организации совместного и полезного досуга для детей и родителей, содействие в устройстве детей и подростков в летние оздоровительные лагеря отдыха, в кружки, клубы по интересам, в учреждения дополнительного образования; организует праздничных мероприятий, вручение подарков именинникам; работает с организациями – социальными партнерами (посещение театров, кинотеатров, музеев и т.д.)
Центр кратковременного присмотра за детьми «Детки-конфетки». Центр осуществляет присмотр за детьми от 6 мес. до 10 лет. Для несовершеннолетних и молодых мам до 23 лет, обучающихся в учебных заведениях на очном отделении услуга предоставляется бесплатно. Для многодетных, неполных, малообеспеченных и т.п. семей предусмотрены льготы. Кроме этого Центр предоставляет возможность для совместного досуга родителей и детьми до 10 лет.
«Учебный центр» – получение подростками начального профессионального образования, ускоренное приобретение профессиональных навыков, выбор дополнительной профессии, обучение и трудоустройство. За время существования Центра в нем прошли обучение 1448 человек. Из них бесплатно обучались 218 человек (в основном — это подростки из малообеспеченных семей, группы риска и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). На льготных условиях прошли обучение 179 человек.
В настоящий момент преподавание ведется по специальности «продавец-кассир». Учебный класс расположен в помещении ЯГОМО «Подросток», оснащен стандартной учебной мебелью. Обучение ведется с использованием ноутбуков. Учебный материал с ПК преподавателя выводится через проектор на интерактивную доску. В обучении используются фото и видеоматериалы. После прохождения курса теории учащиеся курсов направляются в магазины г. Якутска для прохождения производственной практики. После практического обучения проводится квалификационный экзамен, по итогам которого учащиеся получают документ об образовании. Оказывается помощь в трудоустройстве.
Информационная поддержка. Работниками ЯГОМО «Подросток» проводится большая работа по информированию населения об их правах, социальных гарантиях, службах поддержки и специализированных учреждениях и организациях. Оказывается помощь в оформлении документов и справок. Для оказания психологической и юридической помощи привлекаются квалифицированные специалисты организаций–партнеров.
Социальная работа в «Подростке» служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей семей с детьми, особенно социально-незащищенных и уязвимых слоев; создать более благоприятную атмосферу для достойного воспитания и развития детей и подростков. Командная работа сотрудников Якутской городской общественной молодежной организации «Подросток» и их умелое использование технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми группы риска благоприятно влияет на социальное развитие детей и подростков, помогает улучшить качество жизни, социальной адаптации.
Ссылки на источники:
- Абдуллаева Г. О., Актуальные проблемы подготовки педагогов-психологов // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции.– СПб. : НИЦ АРТ, 2017. – 518 с.
- Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения педагога-профессионала: субъекты и объекты сопровождения // В сборнике: Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Сборник научных статей III-й Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. 2015. С. 21-29.
- Вестник образования. 1993 г. № 3
- Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР №29, октябрь 1989г.
- Нечаев М.П., Фадеева Е.И. Система работы образовательной организации по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 1 (7). С. 42-47.
- Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Р93 Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Авторы: Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с
- Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Научный альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 437-440.
References:
- Abdullaeva G. O., Aktual’nye problemy podgotovki pedagogov-psikhologov // Problemy psikhologo-pedagogicheskoi raboty v sovremennom obrazovatel’nom uchrezhdenii: sbornik materialov II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii.– SPb. : NITs ART, 2017. – 518 s.
- Batarshev A.V. Sistema psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya pedagoga-professionala: sub»ekty i ob»ekty soprovozhdeniya // V sbornike: Innovatsionnaya deyatel’nost’ pedagoga v usloviyakh realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya Sbornik nauchnykh statei III-i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod obshchei redaktsiei O.B. Dautovoi, I.I. Sokolovoi. 2015. S. 21-29.
- Vestnik obrazovaniya. 1993 g. № 3
- Informatsionnyi sbornik Ministerstva narodnogo obrazovaniya RSFSR №29, oktyabr’ 1989g.
- Nechaev M.P., Fadeeva E.I. Sistema raboty obrazovatel’noi organizatsii po vyyavleniyu i psikhologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detei, nakhodyashchikhsya v trudnoi zhiznennoi situatsii // Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskov’ya. 2016. № 1 (7). S. 42-47.
- Rybakova L.A., Babynina T.F. R93 Deti gruppy riska: osobennosti razvitiya, psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii raboty s det’mi gruppy riska: Uchebnoe posobie / Avtory: L.A. Rybakova, T.F. Babynina. – Kazan’: Izdatel’stvo «Brig», 2015. – 200 s
- Sokolova D.V., Senicheva N.N. K voprosu o psikhologo-pedagogicheskom soprovozhdenii obrazovatel’nogo protsessa // Nauchnyi al’manakh. 2015. № 10-4 (12). S. 437-440.