Право и экономика – две отрасли, которые неразрывно связаны и имеют влияние на социум в целом, а также на развитие политики государства.
Во времена СССР преобладала плановая экономика, жизнь страны в такой системе имела плюсы и минусы. Недостатком было то, что все производство было под контролем государства, из-за чего не было и предпринимателей, законы не реформировались, законодательных актов, которые регулировали бы деятельность предпринимателей — тоже не было, но после распада СССР стали происходить значительные изменения в экономике и в праве.
Гайдар Е.Т. с 1.01.1992 начал реализовывать крупные реформы в сфере экономики. Таким образом, экономика перешла от плановой к рыночной, ее основными принципа были:
- государство больше не регулировало цены;
- российская валюта стала стабильной и конвертируемой;
- стало возможным приватизировать государственную собственность – в личную.
Также в конце 1990 года появился закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», что и послужило началу эпохи бизнесменов в России. Такие понятия как предпринимательство и частная собственность были непривычны для большинства населения, но реформы проводились в быстром темпе, а также без подготовки законодательной базы и расчетов, что в свою очередь, дало официальный старт бизнесу.
Новые рыночные движения в экономике стали создавать «шоковую терапию» для граждан и бизнеса в целом.
Реформы Гайдара Е.Т. привели к:
- росту цен;
- задержке заработной платы;
- сокращению покупательской способности;
- закрытию крупных предприятий;
- росту числа безработных;
- угасанию производства в стране;
- спаду рубля.
Тогда государство ввело понятие «банкротства» предприятия, а именно его неплатежеспособности из-за задолженностей. Указ президента № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» [3] стал основным законом в данной области. В результате данного Указа появился Закон № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступивший в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. Данный документ имел ряд недоработок, был быстро одобрен и имел только 51 статью, но хотя бы регулировал несостоятельность предприятия, такие моменты как судебные и внесудебный процессы банкротства.
В этом законе обозначались факторы введения процесса банкротства и очередь закрытия требований, появились понятия «кредитор» и «должник». Законодательный акт имел толкование «несостоятельности», обозначающее отсутствие возможности погасить долг перед кредиторами. Основным фактором признания несостоятельности предприятия являлось непогашение задолженности перед кредитором 3 месяца. Такое банкротство было введено для юридических лиц.
Закон о несостоятельности (банкротстве) 1992 г. включал в себя ограниченное количество процедур, к которым относились:
- реорганизация;
- ликвидация;
- мировое соглашение [4, с.51].
В марте 1998 года вступил в силу Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который имел значительные изменения относительно закона 1993 года. Новый закон включал в себя исправленные ошибки предыдущего, имел больший объем, также в нем учитывалось постоянное изменение экономики России, которая только-только формировалась. В этом законе добавлены новые понятия, нормы, которые материальное и процессуальное право.
В октябре 2002 года утвердили Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) [13], который действует и сейчас. Теперь более тщательно рассмотрена процедура банкротства на основе прошлого опыта. Закон снова увеличился в объеме, в него добавилось 4 раздела, позволяющих скорее не допускать нарушений, которые могут привести к банкротству предприятия [5, с.32]. Также закон имел описание обязанности и права всех сторон на всех этапах, также представлены интересы предпринимателя.
В закон 2002 года представители власти добавили 2 нововведения, которые требовали участие государства в процесс банкротства предприятия. С помощью этого закона создан процесс саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих, саморегулируемые организации стали действенным регулятором отношений между арбитражным управляющим и кредиторами, в том числе и государством [3].
В российском законодательстве процесс банкротства был много раз изменен, но на сегодняшний день Закон № 127-ФЗ удачно работает в социуме, а также имеет большую практику.
Использованные источники:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25955/
- Ефимова К.Е. О развитии института несостоятельности (банкротства) / К.Е. Ефимова, Ю.А. Седых // Сборники конференций НИЦ «Социосфера»: Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (ipeg-2016), Прага. — 2016. — № 28. — С. 51–54
- Миерманова С.Т. О развитии института несостоятельности (банкротства) в современных условиях / С.Т. Миерманова // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2010. — № 10. — С. 32–35.