Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее. Венгер В.А. в своих научных работах писал, что коммуникативное развитие дошкольников является одним из основных элементов в системе становления личности ребенка.[1]Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей имеющих нормальное речевое и психическое развитие, но и в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями .
Изучение данного вопроса и анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что исследования в данном направлении немногочисленны.
Настоящая педагогическая практика базируется на психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически определяют суть и смысл вырабатывания коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В огромном списке исследований, посвященных данной проблеме важное место отводится концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым , В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. В своих работах они подчеркивали, что коммуникативные навыки содействуют психическому развитию дошкольника.
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В психологии И.Ю. Кулагина выделяет младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.
Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.
Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее он включается в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка.
Ранняя диагностика коммуникативных навыков дошкольников, могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности.
Нами будет проведено исследование коммуникативных навыков дошкоьников, в нем примут участие 20 детей МБОУ ДОУ комбинированного вида №143 г. Воронежа. В процессе обследования будут использоваться следующие методики: «Ребёнок – взрослый» Т.В. Николаева, «Помоги» Л.В. Кирс,«Давай дружить»А.М. Щетинина, «Диагностика развития общения со сверстниками» И.А. Орлова, « Изучение осознания нравственных норм» Г.А. Урунтаева.
Соответственно актуальным для психологов является выявление проблемных коммуникации дошкольников, разработка стратегий, и психологического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
- Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе ?/ Л.А. Венгер. – Москва : Знания , 1999. – 412 с.
- Выготский, Л. С. Развитие коммуникативных навыков. / Л.С. Выготский //Хрестоматия по общей психологии: – Москва: Академия , 1979. – 521 с
- Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт Петербург: Питер , 2005. – 673 с.
- Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д. Б Эльконин. – Москва: Институт практической психологии , 1999. – 416 с.