Ведение. На современном этапе в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. В основу ФГОС нового поколения положена идея, которая предполагает воспитание гражданина России, т. е. современного конкурентоспособного человека, который будет учиться всю жизнь» [1].
Особенностью ФГОС является системно-деятельностный подход, где главная задача – творческое развитие личности учащихся, нацеленное на реальные виды деятельности и конкретные результаты. С этих позиций одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания с такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Иными словами, руководство деятельностью каждого ученика осуществляется членами внутри группы [2].
В. К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение [4, 5].
Исследования Х. Й. Лийметса показали, что оптимальный состав групп должен быть от 5 до 7 учащихся. Иногда более успешно работа организуется в группах по 3-5 человек, так легче управлять ими на уроке. Для успешной совместной работы комплектуются группы из учащихся с одинаковой успеваемостью и темпом работы. Состав этих групп непостоянный и изменяется по разным предметам. При определении состава групп важно учитывать отношения между учащимися [6].
Групповые формы учебной деятельности. Г. К. Селевко выделяет следующие этапы организации процесса групповой работы:
1) подготовка к выполнению группового задания:
– постановка познавательной задачи;
– инструктаж о последовательности работы;
– раздача дидактического материала по группам;
2) групповая работа:
– знакомство с материалом, планирование работы в группе;
– распределение заданий внутри группы;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы
3) заключительная часть:
– сообщение о результатах работы в группах;
– анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы [7, с. 252-256].
Исходя из вышеизложенных методологических и теоретических положений, опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ с.Манзарас». В эксперименте участвовали учащиеся 9 А и 9Б класса в количестве 27 учащихся. Класс характеризуется как типичный ученический коллектив со стабильной хорошей успеваемостью, организованностью, качественными показателями и определенными достижениями по различным направлениям учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Для формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие приемы организации групповой работы на уроках химии: уроки с применением групповой работы , лабораторные работы с использование групповой формы.
Для выполнения педагогического эксперимента мы применили следующие методы исследования: наблюдение и анализ уроков химии учеников 9 класса. Ученикам предоставлялось ответить на вопросы мини-теста, который включал 5 вопросов по химии, тест проводился за 7 минут до конца урока, а также проведения лабораторной работы. По итогам мини-теста и лабораторной работы можно сказать, что при индивидуальной работе уровень знаний и активности у учеников низкие (количество учащихся справившихся с вопросами в среднем составляет 30%, а с лабораторной работой справилось лишь 15 %). Исходя из результатов второго эксперимента, можно сделать вывод, что ученики, работая в группе, справились с заданием лучше. (количество учащихся справившихся с вопросами в среднем составляет 88 %, с лабораторной работой справилось 80 %).
Результат индивидуальной работы показал, что уровень знаний и активности у учеников низкая. А групповая форма работы показала, что ученики лучше справляются с заданиями, на отлично(80%). Работая в одной команде, ученики учатся работать слаженно, учатся всегда быть готовыми помочь своему товарищу.
Таким образом, сравнивая результаты двух экспериментов, мы пришли к выводу, что в групповой форме обучения на уроке химии учащимся было легче и комфортнее работать. Действуя сообща, они выполняли правильно задания, которые были в практической работе. Кроме того, каждая группа работа слажена и быстрее справлялась с поставленными задачами. Так же в группах ученики учатся взаимодействовать друг с другом и высказывать свои точки зрения, помогают своим товарищам и тем самым лучше усваивают учебный материал.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – С. 6-7.
- Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
- Крившенко Л. П. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
- Дьяченко В. К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – С. 100-110.
- Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
- Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко,т И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 496 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. В. А. Сластенина. – 7-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.