В педагогике термин «поликультурное воспитание» получил распространение в XX в. А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как «часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям» [1, с. 72].
Иначе говоря, поликультурное воспитание – это становление толерантного, уважительного отношения к культурам других народов, духовно-ценностное развитие личности человека.
Средствами поликультурного воспитания являются общение, литература и устное народное творчество, изучение музыки и живописи, предметы декоративно-прикладного искусства и посещение национальных музеев [2].
Как правило, в 1 классе начинает зарождаться ученическая группа. И задача учителя – сформировать сплоченный коллектив, который владеет духовными и нравственными ценностями в многокультурном пространстве.
Метод сплочения коллектива является одной из форм средства общения между представителями разных народов. Именно благодаря сплоченности, формируется класс.
В практической части нашей работы мы изучили состав 1 класса и сплоченность коллектива младших школьников. Нами были использованы следующие методики: «Солнце, дождик, тучка», «Психологическая атмосфера в классном коллективе», «Космическое путешествие».
По составу национальной принадлежности в классном коллективе преобладает количество детей из представителей народа саха. Также есть и представители таких национальностей как русские, армяне, кыргызы, буряты и эвенки. Всего в классе 28 обучающихся.
С помощью диагностической методики «Солнце, дождик, тучка» мы смогли сформировать вывод о самочувствии детей в классном коллективе. Исследование психологической атмосферы в классе позволило нам выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого обучающегося. По методике «Психологическая атмосфера в классном коллективе» определили лидера класса, а также выявили детей, которые находятся вне классного сообщества (табл.1, 2).
Таблица 1
Результаты методики «Солнце, дождик, тучка»
Солнце (Тепло, дружно, уютно) | «Тучка» (Не очень комфортно) | «Дождик» (Скучно, не комфортно) | |
В классе | 7 обуч. | 10 обуч. | 11 обуч. |
С друзьями | 25 обуч. | 2 обуч. | 1 обуч. |
В доме | 28 обуч. | — | — |
Таблица 2
Результаты методики «Психологическая атмосфера в классном коллективе»
Низкий | Средний | Высокий | |
Обучающиеся | 18 | 10 | — |
По результатам исследования мы видим, что в классе преобладает низкий уровень сформированности сплоченности классного коллектива. Это связано с тем, что обучающиеся ещё не сдружились, так как идет процесс адаптации в школе. Согласно методике «Космическое путешествие», лидерами себя проявили двое обучающихся – русская девочка и мальчик-саха, а один обучающийся (девочка-саха) находится вне классного сообщества.
В ходе проведения диагностик, наблюдали за представителями каждого народа. Характерно, что русские дети по сравнению с другими народами более открыты к общению, легко идут на контакт с представителями разных национальностей. Согласно исследованию, дети-саха более закрытые, стараются первыми не вступать в контакт. Также мы заметили, что девочка-армянка в общении со сверстниками более открытая, а мальчик-армянин – закрытый, стесняется своих одноклассников. Но он единственный из класса кто тактичен в общении с взрослыми. В классе отсутствует деление между собой по национальностям. Следует отметить, что в классе появилась отдельная сформировавшаяся компания мальчиков из 4 человек, лидером которой является мальчик-саха.
Исходя из сказанного, мы можем сделать следующие выводы: сплочение коллектива 1 класса – это одна из наиболее сложных задач педагога. Так как мы живём в многонациональной среде, детей надо не просто сплотить друг с другом, но и формировать осознание национальной идентичности, уважения к идентичности другого, проявления эмпатии, дружелюбия, толерантности и ценности иного этноса.
Наиболее благоприятной для формирования духовно-нравственной культуры является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.
Литература
- Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002. – 110 с.
- Семья и поликультурное воспитание [Электронный ресурс] / О детстве: портал для детей, родителей и педагогов. – Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/3052.html (Дата обращения: 8.10.2018 г.).
References
- Jurinski A.N. Education in Russia and abroad: Studies. benefit. — Moscow: Education, 2002. — 110 p.
- Family and multicultural education [Electronic resource] / About childhood: portal for children, parents and teachers. – Available at: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/3052.html (Date accessed: 8.10.2018).
© А.А. Кожурова, С.С. Неустроева, 2018