Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения

14 марта 1:00
Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки обучающихся. Применение активных методов процесса обучения позволяет развить познавательную активность обучающихся на уроках в начальной школе, а использование информационных технологий  позволяет  разнообразить формы работы на уроке,  активизировать деятельность учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности. 

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.
В процессе обучения происходит постоянное взаимодействие учителя и обучающегося. Обучение имеет яркую выраженную личностную окраску, и каждый обучающийся осуществляет изучение предмета по-разному. Один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает свои способности, а третий, усвоив определенный стиль отношения к предмету упорно «не хочет» учиться.

Личностный характер также носит и процесс передачи знаний обучающемуся, так передавая учебную информацию учитель вносит и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний и умений участвуют и его убеждения приоритеты, мотивации. Поэтому изложение истины, представляются обучающемуся как что-то чуждое, а процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками обучения. На этом этапе возникает проблема необходимости развития творческого мышления при устранении доминирующей роли учителя  в процессе приобретения знаний и опыта обучающихся.
Ведение элементов активного обучения таких как: проблемное изложение, дидактическая игра, проектирование помогает обучающимся осваивать знания и умения и развивать познавательную деятельность.

Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом уроке на всех его этапах. Проблемным обучение называют потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение темы, и решение поставленных задач, и выполнение упражнений.  Уровни проблемности  для каждого возраста свои, и во многом достижение того или иного зависит от совместной работы учителя и обучающегося.  Но метод проблемного изложения  нецелесообразно использовать в процессе формирования новых умений и навыков, и тем более усовершенствований приобретенных ранее.

Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности обучающихся. Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Выделяют четыре уровня проблемного обучения.

Первый уровень – учитель формулирует проблему, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты. Ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности.

Второй уровень –создание  проблемной ситуации учителем, вместе с обучающимися формулирует проблему и при их участии решает ее.

Третий уровень – учитель помогает обучающимся  сформулировать проблему и решить ее. Обучающиеся самостоятельно выбирают  из предложений гипотезу, обосновывают  ее, находят  метод доказательства гипотезы, формулируют выводы.

Четвертый уровень – творческая активность. Обучающиеся самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству.

В обучении всегда есть все условия для организации индивидуальной работы с обучающимися. Учитель, осуществляя индивидуальный подход определяет, на каком уровне проблемности способен работать обучающийся, какие компоненты творческой деятельности им усвоены  недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению выявленных недостатков.

Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося. Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности в виде желанияучиться.
Положительная мотивация деятельности является таким психологическим условием, который дает вообще возможным послушное следование ученика рекомендациям и требованиям методики, то есть если у человека не будет желания учиться, то никакие ориентирующие материалы не помогут успешно овладеть деятельностью, ибо он просто не будет ими пользоваться.

Проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения общим и специфическим способам решения задач в различных учебных предметах.

Например, урок русского языка. На доске написано слово « самолет». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня ( в сложных словах). Так же узнают, в русском языке есть слова которые состоят из корней двух слов.

Урок математики. Мальчик записывал математическое выражение к заданиям: 1) к трем прибавь шесть и умножь на четыре; 2) к трем прибавь шесть,  умноженное на четыре. У него получились вот такие записи : 3+6 * 4=36, 3+6*4=36. Найди ошибку в записях.

Урок окружающего мира. Тема урока: «План и карта».Учитель предлагает изобразить в тетради ластик и ручку в натуральную величину. Затем предлагает изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся  под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Создание проблемной ситуации на уроке – это подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается из повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

 

Литература:

1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб.пособие для учащихся педучилищ. – М., Просвещение,1988

  1. Давыдов В.В.Возрастная и педагогическая психология. – М.:Просвещение. — 1973
  2. Немов Р.С. Психология.Учебник для студентов педвузов.- М:ВЛАДОС,2001.


 

Literature:

1.Wenger L. A., Muhina V. S. Psychology: Textbook.a textbook for students of pedagogical. – Moscow, Education,1988

  1. Davydov V. V. Age and pedagogical psychology. – M.:Education. — 1973
  2. Nemov R. S. Psychology.A textbook for students of pedagogical universities.- M:VLADOS,2001.