Планирование необходимо для достижения эффективности деятельности компании, что является важнейшей задачей для любого бизнеса. Процесс планирования соотносится с процессами анализа и принятия решений. Этап планирования требует временных и умственных затрат.
Бизнес-планирование – это процесс, который заключается в осуществлении действий для достижения главных целей организации. [2]
В современном мире, где господствуют рыночные отношения, знание процесса бизнес-планирования становится очень актуальным по ряду причин:
- рыночные отношения сильно подвержены изменениям, поэтому даже предприниматели с большим опытом вынуждены осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы иметь высокую конкурентоспособность;
- знания по бизнес-планированию оказывают большую поддержку и опору начинающим предпринимателям, которые только начинают свою деятельность на рынке;
- знания по бизнес-планированию часто используются предпринимателями для получения различных видов государственной поддержки, составления заявок на гранты, субсидии и другие виды вложений.
Руководитель организации получает от бизнес-планирования деятельности следующие выгоды:
- руководитель организации более четко ставит задачи, сопоставляет затраченные силы и поставленные цели;
- руководитель организации видит те направления деятельности, за которыми необходимо осуществлять более тщательный контроль;
- руководитель организации получает заряд мотивации для дальнейших действий, видя всю перспективу развития;
- руководитель организации четко видит поставленную перед ним ответственность.
Сам процесс бизнес-планирования имеет место в основном как процесс составления бизнес-плана. Бизнес-план в настоящее время представляет собой эффективный инструмент планирования, который используется для создания предприятий, для решения задач в уже функционирующих организациях.
Бизнес-план – это документ (план развития вида бизнеса), основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.
Основная цель разработки бизнес-плана – определение стратегии и необходимых ресурсов для достижения поставленных целей на текущий и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Наиболее значимые функции бизнес-плана:
- проработка решений по развитию каждого вида деятельности;
- составление плана и графика работ, действий;
- информирование заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т.д.).
Бизнес-план помогает разрешить следующие стратегические задачи организации: [1]
- оценка преимуществ и недостатков организации;
- оценка организационно-управленской деятельности;
- оценка финансово-экономического положения организации;
- оценка перспективных возможностей деятельности организации.
Таким образом, бизнес-планирование решает ряд задач, имеет свои характеристики и функции. Бизнес-планирование существует для обозначения и решения стратегических целей, обоснования эффективности.
Можно сформулировать следующий алгоритм открытия предприятия малого бизнеса: [3]
- проверка психологических качеств будущего предпринимателя, моральная подготовка к ведению бизнеса;
- оценка прибыльности идеи;
- создание модели бизнес-плана;
- выбор организационно-правовой формы бизнеса;
- регистрация бизнеса;
- запуск стартовой маркетинговой программы.
Малое предпринимательство имеет свои преимущества и недостатки (таблица 1), которые следует принимать во внимание при создании бизнеса. [4]
Таблица 1 – Преимущества и недостатки малого бизнеса
Преимущества |
Недостатки |
Относительно низкий размер стартового капитала |
Ограниченность финансовых средств |
Простота управления |
Высокие удельные операционные издержки |
Поддержка со стороны государства |
Высокий уровень возможных неудач |
Мобильность |
Отсутствие управленческого опыта |
Реализация финансовых планов |
Слабое представительство национальных меньшинств |
Работа в сфере инноваций |
|
Зависимость крупного бизнеса от малого бизнеса |
|
Создание новых рабочих мест |
|
Вторжение женщин в малый бизнес |
|
Рассмотрим подробнее преимущества малого предпринимательства:
- реализация финансовых планов. Как правило, небольшие предприятия имеют большую прибыль по сравнению с крупными предприятиями, так как малые организации более быстро и с наименьшими затратами реагируют на различные изменения в окружающей экономической среде (инфляция, изменения технологий, рыночных процессов). В связи с этим, малый бизнес зачастую больше интересует молодых предпринимателей;
- работа в сфере инноваций. Бизнесмены обычно стараются быть независимыми и обособленными от других, и, как правило, это дает им возможность для получения новых знаний, обучения. Крупные организации редко хранят в тайне свои инновации, но они не внедряют их новые изобретения в производство сразу потому, что доводят свои инновации до максимально высокого качества;
- зависимость крупного бизнеса от малого. Предприятия малого бизнеса являются неким посредником и продают потребителям зачастую ту продукцию, которую производят крупные предприятия. Малые предприятия снабжают крупные предприятия необходимыми материалами и сырьем, а также товарами и услугами. К товарам и услугам, которые предоставляют небольшие предприятия для крупных можно отнести те, которые имеют маленький объем продаж, требуют контакта с клиентами и должны отвечать особым требованиям клиента;
- создание новых рабочих мест. Новые малые предприятия создают новые рабочие места с более высокими темпами, чем старые крупные предприятия.
Рассмотрим подробнее недостатки:
- высокий уровень возможных неудач. Это связывают, прежде всего, со сложностью ведения самостоятельной деятельности, высоким риском банкротства на начальном этапе предпринимательской деятельности;
- отсутствие управленческого опыта у молодых предпринимателей. Зачастую небольшие организации закрываются, потому что не могут выполнить требования по управлению кадрами, которые только нарастают со временем. Как только предприятие становится больше, предпринимателю следует проводить более тщательный контроль в различных областях деятельности его фирмы, использовать новые методы планирования работы. С новыми процессами деятельности предпринимателю следует нанимать и новых сотрудников, которые более продуктивны и владеют современной базой знаний;
- сложности формирования стартового капитала. Для открытия организации с нуля требуются большие вложения, что составляет трудность, особенно для молодых предпринимателей.
По мнению автора, малый бизнес будет стимулировать процессы в экономике. Пример процветающих малых предприятий будет привлекать все большее число потенциальных бизнесменов. По мере роста численности населения можно ожидать постоянного роста общего числа малых предприятий.
Кроме того, различные органы власти заинтересованы в том, чтобы стимулировать открытие новых производств, их дальнейшую модернизацию и приток туда новой рабочей силы.
Также повышается роль малого бизнеса в качестве новой политической силы как на местном, так и на федеральном уровнях. Вероятным результатом будет принятие законов и проведение политики, стимулирующих рискованные предприятия и инновационную деятельность в малом бизнесе.
Малое предпринимательство сейчас актуально и популярно среди разных категорий населения. Многие новые компании нацелены на работу в сфере инноваций и именно в малом бизнесе уровень инноваций выше, чем в крупном бизнесе. Это связано с тем, что все больше молодежи сейчас стремятся стать независимыми, многие из них открывают свои фирмы, а молодежь, как известно, более творческая, чем люди более взрослого поколения. Творческий потенциал молодежи способствует инновационному развитию бизнеса.
Таким образом, среди главных преимуществ малого бизнеса это простота управления и мобильность. Малый бизнес активно стимулирует процессы в экономике, стимулирует инновационную и изобретательскую деятельность.
Список литературы:
- Долганова О.И. Моделирование бизнес-процессов: учеб. и практ. для академ. Бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 289 c.
- Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии. М.: Дашков и К, 2016. 432 c.
- Мамедова Н.А. Малый бизнес в рыночной среде. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 152 с.
- Морозко Н.И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 314 с.