ФГОС дошкольного образования направлен на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ей, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В этом документе когнитивное развитие рассматривается как образовательное поле, сущность которого раскрывается следующим образом: развитие любознательности и когнитивной мотивации, а также формирование сознания…».
Достижение этих результатов нельзя осуществить без мотивации у детей к познавательному интересу [5].
Большое количество научных работ посвящено проблемам познавательного интереса, его становлению и развитию. Педагогические исследования доказывают, что на познавательный интерес влияют такие факторы: наблюдение, память, внимание, любознательность. Другими словами, интерес представляет собой синтез сложных человеческих процессов (Божович Л. И., Люблин А. А.).
Когнитивный интерес, по мнению Щукина Г. И., является ценным личностным образованием, выражающим отношение человека к деятельности.
Особенность познавательного интереса, по словам Щукина Г.И., состоит в стремлении проникнуть в глубину явлений (а не просто потреблять информацию о них), знание основ особенной области знаний и тщательному их изучению.
Когнитивный интерес сочетает в себе различные личностные факторы. Познавательный интерес, активизирует психику человека на высоком уровне развития. Призывает человека постоянно искать творческую активность.
Профессору Щукина Г.И. принадлежит идея о том, что познавательный интерес к его развитию проходит логические этапы:
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес [6].
Не все исследователи придерживаются идеи автора, поскольку эти этапы рассматриваются условно, однако следует отметить, что наиболее характерные этапы-признаки остаются общепризнанными.
Ученые Леонтьев А. Н. [2], Божович Л. И. [1] рассматривали познавательный интерес как сильный мотив для обучения, как важный фактор успеха в приобретении знаний. Все функции обучения органически связаны с познавательным интересом.
Под его влиянием обучение и преподавание проходят эффективно и плодотворно.
Отмечаются также и другие подходы к изучению данного вопроса, в частности, при исследовании Прозорова О.В. были разработаны критерии, на основе которых можно определить уровень формирования познавательного интереса [4].
Анализ характеристик познавательного интереса в приведенных выше исследованиях позволил выявить критерии его формирования у дошкольников.
Данная классификация включает:
- компонент,
- показатели.
Данные критерии приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии формирования познавательного интереса
Компонент |
Показатели |
|
Интеллектуальный (3-4 лет) |
1. проявление познавательных вопросов; 2.обращенность к изучаемому объекту; 3. представления об окружающем. |
|
Эмоционально-волевой (4-5 лет) |
1.проявление эмоций; 2. активность в преодолении трудностей; 3. сосредоточенность. |
|
Процессуальная (6-7 лет) |
1.исследовательский подход в решении задач; 2. поиск нестандартного способа решения; 3. обращенность на отдельные стороны познания; 4. вступление в диалог по поводу познания. |
|
На наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что в процессе формирования ребенка существуют установленные закономерности, вызывающие изменения.
Каждая стадия развития основных проявлений ребенка проходит в определенный период.
Прохождение первого этапа характерно для детей 3-4 лет, когда начинает появляться значимое отношение к окружающей среде, проводятся первые вопросы.
Второй этап — для детей 4-5 лет, когда проявляются активность и стремление к независимости, мыслительные процессы становятся более сложными и возникают более сложные когнитивные вопросы.
И, наконец, третий этап (6-7 лет), когда сформировались практические навыки, формы поведения, логика, можно судить о выраженной когнитивной позиции.
Определенные критерии намечают дальнейшую работу, которая направлена на изучение детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ ЦРР «Детство», НСП «Улыбнись» №109 г. Калуга. На этапе выяснения мы использовали различные методы выявления познавательного интереса: методика «Древо желаний» Юркевич В.С., Методика «Таинственное письмо» Прихожан А.М.., Методика «Волшебный цвет» Кригер Е.Э.
Целью этих методов является выявление познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Критерии оценки дошкольников были выделены:
- Высокий уровень — стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, ярко проявившийся исследовательский интерес к миру;
- Средний уровень — потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретную информацию и довольно поверхностна;
- Низкоуровневые дети удовлетворены односложной информацией, например, они заинтересованы в реальности когда-то услышанных сказок, легенд и т. д.
Кратко суммируя результаты, можно сформулировать следующие выводы.
Дошкольники не проявляют интереса к взрослым с когнитивными вопросами по ряду причин: дети не чувствуют интереса к какой-либо области. В связи с этим дошкольники искажают представления о способах получения информации.
При использовании методов выявления познавательного интереса можно судить о степени выраженности эмоционально-волевого и процессуального компонента познавательного интереса и сделать вывод о том, что среди общего числа испытуемых есть дети с высоким уровнем желания проникнуть в причинно-следственную связь.
Взаимосвязь явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Таким образом, у каждого наблюдаемого ребенка компоненты развиваются неравномерно.
Дальнейшая работа заключалась в разработке условий для формирования познавательного интереса:
- когнитивное общение с ребенком;
- развитие познавательной мотивации;
- распространение детских представлений о способах познания мира.
Результаты исследования привели нас к выводу, что ключом к формированию познавательного интереса является когнитивное общение ребенка с окружающими. Это может быть выражено в различных формах.
Были определены средства педагогической работы: эмоционально позитивная атмосфера, инновационные источники когнитивной информации (с использованием метода кейса). Эти инструменты были успешно внедрены в работу.
Список литературы:
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст / под ред. Леонтьев А. Н. // – М.: Педагогика, 2005. – 352 с.
- Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] /под ред. Д.Б. Годовикова// – 2011. – №1. – С.28–32.
- Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса// Вестник ТГПУ. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa (дата обращения: 11.11.2019).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 282 с.