Научно-технический прогресс сегодня приводит к распространению и стремительному развитию цифровой экономики. В настоящее время все чаще стали использоваться цифровые или digital-технологии. Они способствуют расширению возможностей компаний в борьбе за внимание целевой аудитории и помогают донести рекламное сообщение в максимально комфортной для потребителей среде [1].
Цифровая экономика привела к возникновению совершенно новых запросов у потребителей и выводит сознание потребителей на качественно новый уровень [6]. Сегодня потребитель стал более требователен, он более тщательно и критично выбирает подходящий и более «близкий» ему товар. Ему мало просто качественного продукта/услуги он хочет получать эмоциональные выгоды: яркие впечатления, эмоции и приятные ощущения. Потребители начинают постепенно терять доверие к традиционным средствам рекламы, к тому же они давно научились игнорировать обычную рекламу: баннеры, газеты, журналы. Все большее значение приобретают новые инструменты дифференцирования, а именно, эмоциональные характеристики объекта, что достигается с помощью бренда. [7].
В сложившихся экономических условиях привычные классические маркетинговые инструменты не всегда приносят компаниям желаемый результат [8] . Зачастую они либо перестают функционировать в нужном режиме, либо не демонстрируют былой эффективности. Необходимо использовать такие формы общения с целевой аудиторией, которые позволят им оставаться востребованными. И основой здесь выступает именно позиционирование- занятие неких позиций в сознании потребителя, которые влияют на выбор. Таковыми могут стать digital-технологии — цифровые технические средства. Понятие «диджитал» определяется как продвижение бренда всеми возможными на данный момент информационными и электронными каналами, включая телевидение, Интернет, социальные сети, радио, а также другие медиа в Интернете.
Цифровая трансформация — это трансформация бизнеса путем фундаментального переосмысления бизнес-стратегии, моделей, маркетингового подхода, целей и т.д. путем применения цифровых технологий [1].Сейчас клиенты ожидают, что их любое желание — даже необычное- будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решать эти задачи. Она позволяет компании оперативно реагировать на изменение внешней среды, создает новые каналы коммуникаций бизнеса с заказчиками, позволяет совершенствовать имеющиеся и тд.
Бренд — это образ компании, состоящей из множества элементов, отличающих ее от остальных и делающих легко узнаваемой среди потребителей [2].Один из ведущих американских маркетологов Филип Котлер сказал: « Если вы не бренд — вы не существуете. Кто же вы тогда? Вы — обычный товар» [3]. То есть, если обычный товар удовлетворяет лишь функциональные потребности, то бренд добавляет дополнительную ценность к товару, обеспечивая покупателю чувство большей удовлетворенности , по поводу того, что данный товар обладает более высоким качеством и подходит им больше, чем аналогичные, представляемые конкурентами
Брендирование — это фирменный стиль, который разрабатывается индивидуально для компании [2]. С помощью нее производители не только информируют потребителей о ключевых ценностях своих рыночных предложений, но и стремятся сделать свой бизнес более устойчивым, заручаясь для этого поддержкой лояльных клиентов. Потребителям же бренды служат своеобразным путеводителем среди конкурирующих товаров и фирм, создавая в сознании потребителей ощущение того, что не существует никакого другого товара или услуги на рынке, которая сравнима с ней; снижая рыночную неопределенность и экономя время на принятия решение о покупке. Часто используют такие цифровые инструменты:
Контент-маркетинг подразумевает предоставление высококачественной, актуальной и ценной информации, которая косвенно убеждает аудиторию принять необходимое распространителю решение [4];
Управление сообществом — это в первую очередь общение с пользователями. Комьюнити-менеджер должен вовремя обрабатывать вопросы, возражения и негатив пользователей, поддерживать таким образом активность в группах [4];
PR-инструменты — предоставление информации об особенностях организации и привлечения к совместной деятельности: работа с публичными людьми, организация мероприятий (выставки, конкурсы) [4];
Органическая реклама — размещение платных публикаций в уже раскрученных группах и пабликах. Таким образом можно увеличить охватят аудитории [4];
Кросс-промо — Договор с партнерами, у которых похожая целевая аудитория и примерно одного уровня бренд и обмен рекламными пакетами.Это хороший инструмент, который позволит сократить финансовые и трудовые ресурсы на рекламу договорившихся сторон [4].
Эти и другие цифровые инструменты используются для укрепления узнаваемости бренда, роста вовлеченности, поддержки клиентов и т. д., что видно на рисунке 1.
Рисунок 1.
По графику четко видно, как увеличилась значение цифровых инструментов. Если в традиционных офлайн-средах потребительское «путешествие» может быть довольно продолжительным, особенно на этапах рассмотрения и оценки, то цифровые инструменты эти этапы существенно сжимают. Потенциальные покупатели имеют возможность отбирать информацию, которую по специальным запросам предоставляют поисковые системы; читать отзывы других клиентов и на основе анализа полученной информации, сделать выбор.
Таким образом, классические инструменты брендирования не способны удовлетворять новые потребности человека, что приводит к упадку организации. А цифровые инструменты создают новые способы продвижения товаров на современном рынке и увеличивают скорость привлечения клиентов, что приводит к росту организации.
Список литературы:
1.Цифровая экономика и ее основные характеристики.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-andmiddleeast/russia/ru/ (Дата обращения:18.12.19)
2.Маркетинг: Большой Толковый Словарь (А. П. Панкрухин и др.) 2-е изд.— М.: Издательство «Омега-Л», 2010 .
3.Котлер Ф: книга «Основы маркетинга» 2009 , стр. 143
4.Основные инструменты брендирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/10191-brendirovanie (Дата обращения:18.12.19)
5.Объем цифровой экономики РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.econfin.ru/ (Дата обращения:18.12.19)
- Мартынов Б.В. Формирование и капитализация цифрового сознания: экосистемный подход // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. – 2019. – Т.5 – № 2. – С. 81– 84.
- Добросоцкая С.Ю., Мартынов Б.В. Экономико-правовые аспекты организации подготовки кадров для цифровизации евразийской транспортной экосистемы на примере межвузовской научно-образовательной платформы // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 1 (128). – С. 397–399.
- Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Маркетинговые методы и механизмы формирования региональной цифровой образовательной среды // Заметки ученого. – 2019. – № 2. – С. 83 – 86.