Жизнь общества невозможно представить без постоянных перевозок. Чтобы человек приобрести нужный товар, необходимо произвести этот товар (предварительно снабдив производство ресурсами) и доставить в точки реализации. Отходы, образовавшиеся после использования продукции, необходимо отправить на перерабатывающие предприятия или мусорные полигоны. Все эти процессы требуют значительного использования природных благ, что не может не сказаться на экологии.
Для сохранения природных благ необходим переход на экологический образ жизни.
Говоря об экологическом образе жизни, первостепенно необходимо отметить концепцию «ноль отходов», которая строится на пяти главных правилах: отказе от ненужного, ограничении необходимого, повторном использовании приобретенного, переработке использованного, компостировании остального (см. рис. 1).
Рис. 1. Отображение концепции «ноль отходов»
В рамках этих правил необходимо проводить оценку состояния логистики.
Первое правило — отказаться от ненужного. На протяжении последних десяти лет во всем мире люди пересматривают свое отношение к одноразовому пластику, бесплатным товарам, рекламным письмам, неэкологичным привычкам [1].
Наиболее серьезной проблемой в наши дни является использование одноразового пластика. Одним из ее решений является замена одноразового пластика на многоразовые вещи. С точки зрения логистики такой подход может сказаться на количестве заказов: продукция, требующая обновления после каждого использования, производится в более крупном количестве, чем та, которой хватает на несколько месяцев или даже лет. Соответственно, компаниям-перевозчикам потребуется организовывать транспортировку меньшего количества товаров. С другой стороны, многоразовые вещи могут обладать более значительными габаритными размерами, что приводит к увеличению используемых транспортных средств логистическими компаниями (см. рисунок 2, 3).
Рис. 2. Потребление одноразовой и многоразовой продукции
Рис. 3. Влияние многоразовости использования продукции на занимаемое место (слева – многоразовая продукция, справа — одноразовая)
Изменения в сфере экологии необходимо инициировать на государственном уровне. Например, Москва начинает перенимать опыт зарубежных стран и готовится к переходу на раздельный сбор мусора [2]. Поскольку безотходный образ жизни пока не удается реализовать на практике в больших масштабах, такой вклад в сохранение природы может стать отличным началом.
Часть зарубежных стран продвинулась дальше: в некоторых из них официально закреплен запрет на пластиковые пакеты, другие законодательно обозначили дату завершения этапа внедрения данной идеи в ближайшем будущем. Государства поддерживают идеи минимизации потребляемого пластика путем введения налогов на соответствующую посуду, а также значительных по сумме штрафов.
Однако все изменения окажут влияния и на логистику. При отсутствии отходов логистика в сфере мусорных перевозок сводится к минимуму, в случае же политики сортирования мусора логистические компании обеспечены достаточным количеством заказов. В ряде зарубежных стран существует система вывоза мусора, при которой каждый вид отходов имеет свой день для отправки в следующий пункт приема [3]. Таким образом, организация транспортировки разделенных отходов может потребовать даже большее количество техники (выездов), что может положительно сказаться на деятельности компаний-перевозчиков.
Стоит также упомянуть и вакуумные системы сбора мусора, Скандинавии и Испании. Пневматические мусоропроводы позволяют по трубам отправлять отходы от дома в специальное место сбора, а затем на мусорные полигоны [4]. Несмотря на экологическую и урбанистическую пользу, данные системы характеризуются достаточно высокими затратами и длительным сроком окупаемости (может составлять несколько десятков лет), поэтому не все страны готовы к их внедрению.
Логистика при организации таких систем ограничена: транспортировка по городу не требуется, остаются лишь перевозки от места сбора отходов до конечной точки.
Переработка мусора требует его поставок на специализированные предприятия. Этим также занимается логистика.
Некоторые страны настолько хороши в ресайклинге, что они готовы закупать мусор у других стран и преобразовывать его в необходимые ресурсы. В этом случае логистические компании оказываются в выигрыше: транспортировка между странами стоит больше, чем между двумя пунктами в пределах одного региона.
Недавняя новость о том, что России приходится закупать мусор у других стран, говорит о том, что неправильное отношение в обществе к идее сортировки и переработки мусора приводит к простаиванию производственных мощностей [5]. Однако и в этом случае компании-перевозчики оказываются в приятном для них положении, ведь перевозки все ещё осуществляются.
Таким образом, каким бы ни был уровень развития страны в плане отношения к сортировке и переработке мусора, логистические организации могут вести экономически эффективную деятельность.
Экологический образ жизни в РФ слабо развит, и потребуется значительный промежуток времени, чтобы выйти на уровень европейских стран. Это обусловлено как существующей культурой потребления, так и отсутствием возможностей для реализации данных планов. В связи с этим логистические компаниям не стоит переживать за ближайшее будущее: перед тем, как перевозки будут сведены к минимуму, пройдёт этап транспортировки отсортированного мусора, требующий большое количество перевозок, и многоразовых товаров.
Рано или поздно общество придет к пониманию того, что без экологического образа жизни невозможно прожить, и тогда безопасность деятельности всех организаций для экологии будет жестко контролироваться на государственном уровне. Чтобы это не стало серьезным ударом, фирмам необходимо как можно скорее начать перестраивать процессы с учетом возникающих и возможных требований, опережать официальные документы.
Для сохранения статуса законности деятельности, а также успешного существования на рынках, заботящихся об экологии, необходимо разрабатывать меры по «очистке» своей работы. Данные мероприятия можно организовать, опираясь на концепцию «ноль отходов». Предприятия должны заботиться не только об утилизации мусора, но и об излишнем приобретении ресурсов.
Действия, нацеленные на минимизацию потребления товаров и производства отходов, отразятся на логистических компаниях. Количество заказов может уменьшиться из-за снижения необходимых покупок и закономерного снижения отходов.
Многоразовая посуда потребует значительного количества перевозок до тех пор, пока рынок не насытится. Затем будет наблюдаться уменьшение заказов вследствие долгого периода эксплуатации.
Сортировка отходов может положительно отразиться на деятельности компаний-перевозчиков при условии установления определенного режима вывоза мусора. Также позитивное влияние данных мероприятий может наблюдаться в случае международных перевозок из-за увеличенной цены на данный вид транспортировок.
Таким образом, возможный переход на полностью экологический образ жизни не может привести к полному исчезновению компаний по перевозке (особенно в ближайшем будущем), однако возможно значительное уменьшение их количества.
Использованные источники
- Джонсон Б. Дом без отходов: как сделать жизнь проще и не покупать мусор / Б. Джонсон, пер. с анг. М. Фаворской, Ж. Тимофеевой; предисл., эксперт. коммент., список полез. ссылок, пер. «Алфавитного указателя» И. Козловских. — Минск: Попурри, 2019. — 304 с.: ил.
- Первый этап: Москва переходит на раздельный сбор мусора [Электронный ресурс] // Официальный портал мэра и правительства Москвы: сайт. – URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/5299/5732050/ (дата обращения: 19.12.2019)
- Керомет, Э. Проблема городских отходов / Э. Керомет, Н.Д. Дараган // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2017. – №2. – с. 118 – 119.
- Филонюк, В.А. Очистка населенных мест от твердых бытовых отходов: метод. Рекомендации / В.А. Филонюк, Д.Ю. Осмоловский. – Минск: БГМУ, 2007. – 20 с.
- Россия на треть увеличила ввоз мусора из-за границы [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/economics/30/08/2019/5d67e17f9a7947d966d7fd3d Режим доступа: (дата обращения: 19.12.2019)
- Сидельников, И.Д. Управление цепями поставок / И.Д. Сидельников // Молодежный научно-технический вестник. – 2016. – № 1. – С. 40.
- Сидельников, И.Д. Проблема обеспечения эффективного материально-технического снабжения для сложной техники / И.Д. Сидельников, А.Е. Бром // Будущее машиностроения России: сб. докладов. – Москва, 2017. – С. 655-657.