Социальный маркетинг – является достаточно новым, но довольно активно и широко используемым направлением в области обеспечения устойчивого и сбалансированного развития общественной жизни населения. Социальный маркетинг явился логическим продолжением маркетинга в ходе его развития в соответствии с изменяющимися условиями и способствует укреплению и расширению границ действия маркетинга в процессе решения различного круга возникающих проблем на социальном уровне.
Впервые термин был сформулирован в 1971 году, в момент обоснования одним из самых известных теоретиков маркетинга Филиппом Котлером необходимости введения социального маркетинга для успешного развития фирмы. В его трактовке определяющим является коммуникационный фактор: «социальный (некоммерческий) маркетинг – представляет собой стремление понять людей и построение с ними такого общения, которое приводит к формированию у них абсолютно новых взглядов. Изменение отношения к сложившейся ситуации, приводит к тому, что люди меняют соответственно и свое поведение, что в свою очередь оказывает влияние на решение той социальной проблемы, с которой они столкнулись».[3]
После этого «социальный (некоммерческий) маркетинг» (social cause marketing), нацеленный на экологические, социальные, этические ценности, получил особое развитие. Маркетинг стал главной характеристикой в рамках управления межчеловеческими и социальными процессами.
Вслед за Ф. Котлером В.Э. Гордин толкует социальный (некоммерческий) маркетинг, как маркетинг идей, имеющий следующие характерные черты:
- Регулировка обществом социальных изменений путем убеждения, стимулирования, являющихся инструментами маркетинга.
- Укрепление роли неприбыльного сектора экономики для решения возникающих социальных вопросов.
- Проницание рыночных отношений в различные сферы общественной жизни. При разработке и внедрении социальных проектов в качестве платежа являются не деньги, а другие средства (социальные).[2]
Согласно определению доктора Кристофера Эбнера, социальный (некоммерческий) маркетинг — это стратегия для конфигурации поведения людей при помощи осознания их проблем и трудностей, выработке определенного стиля общения с ними.
Социальный (некоммерческий) маркетинг — является одним из самых быстро развивающихся частей, представляет собой использование общего мониторинга конкретного класса проблем, где ключевая целью это изменение социального поведения для того, чтобы привнести пользу всему обществу.
Социальный маркетинг будет воздействовать на поведение, которое будет характеризоваться низкой или высокой вовлеченностью; считается индивидуальным или групповым; имеет место в какой-то момент времени или в течение длительного периода. Сложнее всего воздействовать на модель поведения групп или же отдельных людей, которая существовала в течении длительного времени и характеризующаяся высокой степенью вовлеченности.
Следовательно, мы можем утверждать, что социальный маркетинг — вид маркетинга, направленый на разработку, реализацию и контроль за выполнением социальных программ, ориентированных на повышение степени восприятия определенными слоями населения неких социальных идей (мыслей), движений или практических действий (поступков).
Социально-демографический маркетинг сформировался как результат взаимодействия трех наук: демографии, социологии и маркетинга. Факторы социально – демографического развития общества влияют на формирование образа жизни индивидуума, его работу и уровень потребления услуг, что в свою очередь определяет прямое взаимодействие социально – демографического маркетинга и рыночной сферы.
В связи с этим, социально-демографические исследования позволяют определить степень влияния демографических факторов на рыночную ситуацию и соответственно воздействие рынка на демографию социальное развитие общества.
Основными показателями демографического маркетинга являются товарооборот на душу населения, потребительские расходы на одного члена семьи, уровень урбанизации. Данные показатели являются многогранными в зависимости от того, в какой области исследований они используются. В маркетинге, данные этих показателей помогают определить средний уровень расходов одного человека на приобретение товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности. Особенностью такого показателя яляется то что он позволяет определить количесвенные показатели независимо от региона и численности населения, а на основе собранной информации создать общую картину потребления товаров и услуг по стране.
Одним из важных социальных факторов рыночных отношений является демографическая составляющая, позволяющая проанализировать степень денежных расходов в зависимости от уровня рождаемости и смертности. Так, с увеличением числа детей в семье (домашнем хозяйстве) сокращается средний размер расходов на потребление (в среднем на одного члена домохозяйства). Это явление зависит от многих социально-экономических и социально-демографических причин.[1]
В качестве определяющих условий для построения определения социального маркетинга можно выделить следующие:
- Социальную сферу необходимо рассматривать как особый вид общественной жизни, как своеобразную сферу становления общества.
- Отрасли социальной сферы следует разделить на две группы:
- сформированные для удовлетворения социальных потребностей (образование, культура и искусство, здравоохранение, физкультура и спорт);
- сформированные для удовлетворения бытовых нужд населения, способствующие экономии труда в домашнем хозяйстве и увеличению свободного времени (бытовое обслуживание населения, ЖКХ, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения).
Объектом социального маркетинга выступает деятельность, направленная на эффективную организацию инфраструктуры, а также изучение отношений и действий социальных общностей, групп и индивидов, связанных с их социальным самочувствием. Эффективная организация функционирования социальной инфраструктуры способствует достижению определенного уровня качества жизни. Отсюда, цель социального маркетинга можно определить как стремление к созданию условий для совершенствования жизни людей в обществе. А его главная задача – это разработка плана действий для коммерческих и некоммерческих организаций, направленного на продвижение мероприятий по решению важных для общества вопросов.
Инфраструктура социального маркетинга представляет собой совокупность всех сфер и видов деятельности, которые используются человеком в процессе его жизнедеятельности. Основными системами инфраструктуры, способствующими организации нормальной и отвечающей всем современным условиям человеческой жизни являются: материально-бытовая система услуг, социально-оздоровительная, образовательно-духовная, коммуникационная, социально-экономическая и социально-демографическая.
Здесь следует отметить, что разграничение социальной и рыночной инфраструктур довольно условно, поскольку на практике, инфраструктура социального маркетинга представляет собой единый рыночный механизм, функционирующий как целостная система.
В связи с растущей социализацией общества в настоящее время возрастает и значение социального маркетинга как в общественной жизни населения, так и для выработки важных и стратегических решений в социально — экономической и политической сферах развития страны. [1]
Список литературы:
- Беляевский И.К. Социальный маркетинг: проблемы формирования и анализа// Экономическая теория, анализ практика: научный информационно-аналитический экономический журнал (ЭТАП), 2013, № 6, с. 90-108.
- Гордин, В. Э. Менеджмент в сфере услуг / В.Э. Гордин, М.Д. Сущинская. — М.: Бизнес-пресса, 2010. — 272 c.
- Колтунова А.А., Колтунова Ю.И. Жилищная политика тюменской области и ее влияние на молодую семью В сборнике: Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы Международного научного семинара. 2017. С. 223-227.