Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить основное общее образование и пройти несколько ступеней обучения: общее, профессиональное и дополнительное, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). История российской образовательной системы неразрывно связана с социально-политическим и духовным развитием государства, в которой исследователи выделяют несколько ключевых этапов.
До принятия христианства на Руси в IX-X веках приоритет имело домашнее воспитание, которое рассматривалось патриархальным обществом как постепенное взросление члена семьи, продолжателя рода. Оно было направлено на передачу опыта старшего поколения и на сохранение жизненных устоев. Образцом воспитания были традиции и обычаи. Одной из важных функций являлось выполнение различных обрядов, а также передача определенных навыков, необходимых для жизни и труда [1].
Следующим этапом в развитии воспитательно-образовательной парадигмы стал период христианизации русского общества, растянувшийся, по мнению исследователей, почти на целое столетие. Этот очевидный прогресс был замечен сразу, и уже в «Повести временных лет» древнерусский летописец Нестор связывает распространение грамотности непосредственно с принятием христианства и правлением князя Владимира. Никаких упоминаний о существовании грамотности до этого периода в «Повести» не содержится [2, С.46].
Необходимым условием распространения христианства стало овладение населением элементарных первоначальных навыков чтения и письма. «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное» [3, С.78]. Детей обучали грамоте в церквях и монастырях, изначально только дети мужского пола.
В 1030 г. по указу князя Ярослава Мудрого, детей из семей духовных лиц и старост отдавали в Новгород на книжное учение, так как образованные люди очень ценились. В таких школах дети учились читать и писать, постигали русский язык, математику и христианское вероучение. Кроме того, в это время на Руси существовали и школы высшего типа, которые были предназначены для будущих церковных и государственных деятелей» [4].
До наших дней дошли литературно-педагогические памятники, которые свидетельствуют о целях, методах и задачах воспитания в Киевской Руси: древнерусская рукопись » Изборник Святослава» 1073 г., сочинение «Учение им же ведати человеку числа всех лет» написанное Кириком Новгородцем в 1136 г., «Поучение детям» князя Владимира Мономаха в 1117 г. В них представлены моральные наставления, вопросы философии и естествознания, методика обучения детей чтению [5, С.96].
В период монголо-татарского ига в XIII — начале XIV веках важной задачей государства и общества стало сохранение национального языка и книжной культуры. На Руси на долгое время исчезают государственные школы, а монастыри хранят исторические и литературные рукописи. Именно здесь сосредотачивается образовательная сфера почти для всех слоев населения. В некоторых городах, менее пострадавших от разорения (Новгород, Тверь, Владимир) появляются училища мастеров [9].
Таким образом, к XVI веку в России складывается такая система образования, которая включает в себя возможность обучения на дому параллельно с освоением какого-либо дела, мастерства и систему монастырского обучения со своей спецификой церковного образования и воспитания.
Новым этапом в образовании России становится период с XVI по XVII века, именно тогда число образованных людей начинает интенсивно расти. Этому способствовали следующие особенности: возникновение книгопечатания; создание исторических и литературных произведений, по которым дети могли учиться; так же открываются школы, сходные по программам с западноевропейскими грамматическими школами; возникает мода на домашних учителей – иноземцев, преподававших музыку, астрономию, геометрию, арифметику.
Так как целью царя было объединение большого количества православных народов на одной территории и в одно государство, и для этого необходимо повсеместное церковное и светское просвещение, то в Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Следовательно, священство и просветители нуждались в качественном печатном издании.
Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (1510-1583), который издал в Москве первую печатную книгу «Апостол» [7, С .114].
Таким образом, в XVI — XVII веках образование в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до Петра I ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.
При первом российском императоре Петре I образование получило государственный характер. Именно при нем были открыты общие и специализированные школы (возникают инженерные школы и ремесленные училища), закладывались условия для открытия Академии наук [2, С. 82]. Так, в Москве основываются Пушкарская (артиллерийская) 1699г., Навигацкая 1701г. и Медицинская 1707г. школы, в Петербурге — Морская академия 1715г. Возникают инженерные школы и ремесленные училища. Учились в них юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения основ грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где продолжали изучать немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию [5, С.125]. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Была создана система светской школы, которая необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей.
Таким образом, реформы Петра I содействовали подъёму российского государственного образования. Школы получают дальнейшее развитие и появляется высшая ступень обучения. Если раньше детей обучали только в церквях и монастырях, то теперь открываются общие школы, в которые дети ходили по утрам или их отправляли на учебу за границу.
В XVIII в. произошли дальнейшие изменения в процессе обучения: появляются новые подходы к образованию, то есть возникают российские гимназии: Академическая гимназия при Академии наук в Санкт-Петербурге в 1747г., в 1755 г. — Академическая гимназия при Московском университете, в 1758 г. — гимназия в Казани, устроенная по образцу гимназии, действовавшей при Московском университете [6].
Перед началом года проводился общий приём в гимназию. Туда могли поступить дети от 8 до 10 лет, и в каждом классе не больше 40 воспитанников. Существовали даже специальные курсы для подготовки ребенка к учебе, в них дети учились один или два года в зависимости от возраста и умственных способностей. В гимназиях изучали грамматику, арифметику, философию, письмо, языки – латинский, немецкий, французский, а также арифметику и геометрию [2, С.169]. В каждой гимназии имелся уникальный устав, в котором прописывались форма одежды обучающихся, правила поведения на занятиях и в самом учреждении и данный устав гласил, что «в гимназии могут получать знания дети любых сословий, без исключения», но учеба была платной.
Гимназии выполняли роль подготовительных учреждений, открытых при университетах. И они готовили обучающихся к слушанию лекций в высших учреждениях. Во главе гимназий стоял инспектор, назначавшийся из числа профессоров университета. Воспитанники, успешно окончившие полный курс, могли поступать в Университет [8].
В период правления Николая I (1825—1855гг.) образование получает замкнутый характер. В гимназиях теперь могут обучаться только дети дворян и чиновников. Более того, в 1827г. выходит указ, в котором прописывается, что дети крепостных не имеют право учиться в гимназиях и университетах. А в 1828г. по указу Николая I образование стало делиться на 3 группы(для детей низших сословий, для детей средних сословий и для детей чиновников).
При Александре II (1855—1881гг.) всё изменилось. Отменяется крепостное право и в 1864г. издается «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах». Они регламентируют начальное и среднее образование. Вводится доступное всесословное образование. Гимназии разделяются на классические и реальные. В них принимают детей из всех сословий, способных оплатить обучение [5, С. 177].
Таким образом, создание гимназий в XVIII в. послужило толчком к образованию большинства населения. Если при Николае I в гимназиях могли обучаться только дети дворян, то при Александре II могут обучаться дети всех сословий. Обучение дало возможность овладеть знаниями по разным темам, ведь они выступали в роли подготовительных учреждениях в университет.
Наиболее важным этапом в сфере образования является XIX век, образование совершенствуется и начинают появляться первые Лицеи: в 1803г. — Демидовский, в 1811г. – Царскосельский, по распоряжению Александра I. Это были закрытые сословные учреждения, в которое принимали только детей дворян и государственных чиновников от 10 до 12 лет и только после экзаменов, на которых должны были проявить свой талант [7, С.244]. Приём в университет осуществлялся раз в три года, и набирали не больше 20 — 30 человек. Программу обучения в Царскосельском лицее разрабатывал М. Сперанский и изучались такие предметы, как этика, логика, Закон Божий, чтение, риторика, историка, математика; запрещались телесные наказания. Выпускниками Царскосельского лицея были: поэт Александр Пушкин, канцлер Александр Горчаков, министр иностранных дел России Николай Гирс или губернатор Тамбовского края Александр Корнилов и многие другие. Обучение первоначально составляло шесть лет (двух трёхгодичных курсов), а с 1836 года оно стало длиться четыре класса по полтора года. Гораздо большую роль сыграл лицей в развитии русской культуры и общества. Царскосельский лицей определил ряд принципов лицейского образования: гуманность, нравственность, творчество, свобода мысли, культ дружбы и уважения, патриотизм и равноправие.
К началу ХХ века лицеи приобрели светский характер и обрели специализацию — некоторые остались в основном гуманитарными, другие получили технический уклон [2, С.218].
Таким образом, совершенствуется система образования, изначально появляется первый Царскосельский лицей который заложил фундаментальные традиции лицейского образования в России., лицеи определялись как привилегированные учебные заведения охватывавшие программу обучения средней и высшей школы и предназначались главным образом к подготовке государственных служащих.
Работа лицея как образовательного сообщества в советский период прекратилась, а его возрождение произошло только в конце ХХ века. Лучшие новые российские лицеи появились как авторские школы на новых основаниях отличающиеся от традиционного советского образования: авторская концепция и уникальность образовательного учреждения., академизм и исследовательский подход в преподавании., опора не на память, а на мышление., диалог как средство., интеграция базового и дополнительного образования.
Проанализировав становление системы образования в России, можно сказать, что на протяжении всей истории от X-ХХ вв. государство уделяло особое внимание обучению всех слоев населения: начиная от обучения на дому минимальным азам азбуки до учебы в авторских школах со статусом лицея и гимназии. Говоря об истории и развитии общего образования в России, можно утверждать, что учебные заведения отличались спецификой обучения. Школа решала вопрос начального образования и его предоставление широким массам населения. Изучались основы письма и чтения, а в учебном плане отсутствовало изучение древних языков и точных наук. Гимназии в свою очередь, выполняли роль подготовительного учреждения, открытые при университетах и перед ней ставились цели: подготовка обучающихся к университетским наукам и в дальнейшем преподавание наук. Отличительной чертой гимназий являлось изучение латинского и греческого языков, риторике. Что касается лицеев, то они ориентировались на подготовку государственных, просвещенных чиновников. Его учебный план опирался на гуманитарно-юридическую и физико-математическую направленности. Но несмотря на это, уровень грамотности населения России оставался крайне низким, так как в основном образование было доступно привилегированным слоям общества. Что касается непривилегированных слоев населения, обучение основывалось на передаче определенных навыков от старшего поколения, которые были необходимы для дальнейшей жизни и труда.
Список литературы:
1. Алпатов Ю.М. Зарождение воспитания и образования на Руси. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-vospitaniya-i-obrazovaniya-na-rusi (дата обращения 26.11.2019).
2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней./А.А.Данилов/.-М.:Проспект,2016.- 320 с.
3. Егоров В. Б. Современная наука и предание Церкви в школьном образовании. Поиск взаимосвязи/ В.Б. Егоров/ — М.: Эндемик, 2014. — 240 c.
4. Захарченко М. История школ и книжного дела в Древней Руси. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.mgarsky-monastery/org/kolokol.php?id=2579 (дата обращения 26.11.2019).
5. Зуев М. Н. История России / М.Н. Зуев/. — М.: Юрайт, 2017. — 656 c.
6. Костина Т.В. К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725 – 1731гг). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-chislennosti-i-statuse-pervyh-akademicheskih-studentov-v-peterburge-1725-1732-gg(дата обращения 26.11.2019).
7. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России/А.С.Орлов/.- М.:Проспект, 2014.- 592с.
8. Поздняков А.Н. Земство и проблемы развития народного образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zemstvo-i-problemy-razvitiya-narodnogo-obrazovaniya-obzor-nekotoryh-dokumentov-zemskih-uchrezhdeniy(дата обращения 26.11. 2019).
9. Тихомиров А. Первые школы на Руси. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/69/pervyie-shkolyi-na-rusi (дата обращения 26.11.2019).