Длительный промежуток времени экономика России существовала в условиях административно-планового хозяйствования, где главным потребителем учетной информации было государство. Развал Советского союза и переход на рыночные отношение обусловили значительные изменения, произошедшие в бухгалтерском учете.
Теперь главными пользователями экономической информации стали собственники, а в связи с возникновением частной собственности и появлением свободной конкуренции, увеличилось число мелких предприятий, стал бурно развиваться средний бизнес.
Под влиянием различных условий изменилась структура бизнеса, возникла потребность в его разделении на множество юридических лиц, появились новые направления деятельности, стала развиваться филиальная сеть. Всё это привело к тому, что возникла необходимость принимать не просто решения, а эффективные, экономически обоснованные управленческие решения с целью повышения эффективности деятельности организации.
Помочь в принятии рациональных производственных решений призван управленческий учет – система идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представление финансовой и производственной информации, на основании которой руководство экономического субъекта принимает оперативные и стратегические решения [3].
Для обеспечения четкой организации бухгалтерского управленческого учета на предприятии любой формы собственности необходимо сформировать учетную политику.
Управленческая учетная политика – совокупность способов и приемов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), а также составления внутренней отчетности организации с целью осуществления контроля и управления хозяйственной деятельностью [2].
В отличие от финансового учета, который регулируется ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», и налогового, который определяется положениями Налогового кодекса РФ, управленческий учет не регламентирован на законодательном уровне. Несмотря на это, при ведении управленческого учета рекомендуется руководствоваться нормативно-правовыми актами, регулирующими финансовый учет, например, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н (ред. от 28.04.2017) и др.
В учетной политике для целей управленческого учета раскрываются ряд вопросов хозяйственной деятельности, которые не отражены в финансовом учете, а именно:
а) перечень центров затрат и центров ответственности;
б) основные формы внутренней отчетности, которые способствуют управлению затратами и продажами;
в) внедрение не только финансовых, но и нефинансовых критериев оценки деятельности центров ответственности;
г) выделение регулируемых и нерегулируемых статей отчетности центров ответственности;
д) методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;
е) порядок распределения косвенных затрат между различными видами продукции.
Методика формирования учетной политики для целей управленческого учета должна обеспечивать комплексный и системный подход к подготовке управленческой информации.
Разработка учетной политики – это сложный и многоэтапный процесс, который включает в себя организационный, методический и технический аспекты.
Организационный аспект связан с созданием службы управленческого учета, определением порядка ее взаимоотношений с другими подразделениями организации, обеспечение сбора информации, необходимой для принятия управленческих решений, а также осуществление контроля за их исполнением.
В рамках технического аспекта представлена совокупность методов и способов, применяемых организацией при ведении бухгалтерского управленческого учета [3].
Методический аспект создания учетной политики для целей управленческого учета предусматривает выбор методов учета затрат и калькулирования себестоимости (определение объектов учета затрат, носителей затрат, объектов калькулирования), методов ценообразования и внутреннего бюджетирования (разработка стоимостных и натуральных показателей для анализа, прогнозирования, оценки, контроля и планирования направлений деятельности организации в целом и по центрам ответственности) [1].
Таким образом, методика формирования учетной политики для целей управленческого учета не регламентируется на законодательном уровне, поэтому экономические субъекты вправе самостоятельно разрабатывать учетную политику по своему усмотрению, при этом необходимо руководствоваться общими методическими рекомендациями. А также сформированная учетная политика должна обеспечить создание такой системы управленческого учета, чтобы экономический эффект от ее использования превышал затраты на разработку и создание.
Использованные источники:
1.Крутякова Т.Л. Учетная политика 2017. Бухгалтерская и налоговая. М., 2017
2.Налоги и финансовое право Выпуск №2. Февраль, 2015. Учетная политика предприятия на 2017 год. – М., 2017
3.Герасимова В. И., ХаревичГ. Л. Экономический анализ хозяйственной деятельности. Минск, 2016.
4.Селезнева Н. Н., ИоноваА. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебник. М.:, 2018.
5.Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник. – М.:, 2017.