В 21 веке многие страны перешли с индустриального общества к постиндустриальному, для которого характерно повышение роли знаний и информации. Огромное влияние информации приводит к переоценке ценностей и к изменениям сознания молодежи, так как именно эта социальная группа является наиболее мобильной и восприимчивой к новациям.
Передача информации населению происходит в основном через Интернет, который открывает большие возможности перед людьми, и наиболее активно эти возможности осваивает молодое поколение. С помощью Интернета можно найти любую интересующую информацию, обмениваться собственным опытом, пройти обучение на различных курсах в дистанционной форме, поддерживать контакт с людьми разных континентов, провести досуг (просмотр фильмов, прослушивание песен) и др [6].
При этом необходимо помнить, что Интернет, как и любая новация, имеет не только достоинства, но и недостатки. Это связано, во-первых, с тем, что у молодежи из-за частого использования Интернета возникает такая психологическая проблема, как интернет-зависимость. В работах С. Е. Гришина было проведено исследование интернет-зависимости молодежи, результаты которой показали, что 82, 4 % интернет-зависимых составляет молодежь в возрасте от 16 до 24 лет [4]. Зависимость может проявляется в поиске информации (веб-серфинг), виртуальном общении, увлечении играми, ощущении эйфории от посещения, пристрастии к просмотру фильмов в Интернете и др. [5]
Во-вторых, существует проблема информационной безопасности в Интернете. В работах С.Е. Гасумова был проведен анализ восприятия молодежью проблем информационной безопасности личности. Так, в социальном окружении у 63,3 % опрошенных есть люди, подвергшиеся влиянию манипуляции общественным сознанием в корыстных целях. При этом большая часть респондентов (68,2 %) считают, что на месте жертвы манипуляции не окажутся, в отличии от своих друзей и родственников. Но, стоит отметить, что молодежь из-за недостаточного жизненного опыта является группой риска и легко может поддаться манипулированию. [3]
В-третьих, с возрастанием роли Интернета усиливается проблема преступного поведения молодежи. Сегодня пространство Интернета активно осваивают и представители преступных сообществ и экстремистских групп. Они начинают воздействовать на сознание молодого поколения через социальные сети, видеохостинги, чаты и тем самым подталкивают молодежь на совершение поступков, которые могут закончиться трагедией. Например, многим на сегодняшний день известны такие “смертельные группы”, как “Синий кит”, “Тихий дом”, “Разбуди меня в 4:20”, в которых кураторы склоняют молодое поколение к совершению суицида путем ведения беседы, диктования правил, раздачи заданий и проверки их выполнения. Также к недостаткам использования Интернета молодежью можно отнести проблему пропаганды насилия, употребления вредных веществ (алкоголя, наркотиков, сигарет), порнографии, межнациональной и межрасовой вражды [1,2].
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей, особенно такой социальной группы, как молодежь. Интернет является незаменимым инструментом для образования, общения и развлечения подрастающего поколения, но в то же время несет огромную опасность, связанную с негативным влиянием различной информации на психику и сознание молодежи.
Список использованной литературы
- Бураева Л.А. О проблемах негативного влияния глобального информационного пространства на процесс становления системы ценностей молодежи / Л.А. Бураева, З.И. Дадова // Социально-политические науки. – – №5. – С. 270-272.
- Валиев И.Н. Социальные проблемы молодежи / И.Н. Валиев // Научный электронный журнал Меридиан. – С. 150-152.
- Гасумов С.Е. Проблемы влияния информационного пространства на молодежь глазами студентов/ С.Е. Гасумов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – – №1. – С. 154-155.
- Гришин С.Е. Интернет-зависимость молодежи / С.Е. Гришин // Информационная безопасность регионов. – – №2 (27). – С. 44-48.
- Колесниченко М.Б. Социальные аспекты интернет-зависимости молодежи / М.Б. Колесниченко, В.В. Колупаева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – – №1. – С. 97-104.
- Плешаков В.А. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи / В.А. Плешаков, Н.В. Угольков // Вестник Костромского государственного университета. – – №3. – С. 117-120.
List of used literature:
- Buraeva L.A. On the problems of the negative impact of the global information space on the formation of the youth value system / L.A. Buraeva, Z.I. Dadova // Socio-political sciences. – 2018. – № 5. – P. 270-272.
- Valiev I. N. Social problems of youth / I. N. Valiev / / Scientific electronic journal Meridian. – P. 150-152.
- Gasumov S.E. Problems of the influence of the information space on youth through the eyes of students / S.E. Gasumov // Bulletin of PNIPU. Socio-economic sciences. – 2019. – №1. – P. 154-155.
- Grishin S.E. Internet addiction of youth / S.E. Grishin // Information security of the regions. – 2017. – №2 (27). – P. 44-48.
- Kolesnichenko M.B. Social Aspects of Internet Addiction of Youth / M.B. Kolesnichenko, V.V. Kolupaev // Bulletin of PNIPU. Socio-economic sciences. – – №1. – P. 97-104.
- Pleshakov V.A. The Internet as a factor in the cyber socialization of youth / V.A. Pleshakov, N.V. Ugolkov // Bulletin of Kostroma State University. – 2013. – №3. – P.117-120.