В разные времена были разные герои. Например, в послевоенное время подростки подражали воину-победителю, справедливому, умному, честному патриоту.
«Герой» – это актер, который представляет собой воплощение добра и справедливости, непобедимый, который борется с противником, врагом и олицетворяющий волю народа, покорный ему, готовый отдать жизнь за его благополучие и свободу. [1, с.149]
Трансформация «образов героев» постоянно происходит на протяжении всей жизни человека. Основная роль принадлежит в этом процессе социализации. Сначала образ героя формируется под влиянием родителей. Ведь родители показывают пример, передают ребенку свое видение мира. В разговорах показывают, что такое добро, а что есть зло. Рассуждают о «героях» и «врагах». Далее влияние оказывают воспитатели, учителя, друзья. И от того, в каких условиях и при каком окружении происходило становление личности, зависит его дальнейшее мировоззрение и мировосприятие. Формирование образов в сознании молодежи происходит и посредством личного опыта. Именно в процессе общения с другими людьми, при взаимодействии с реальной социальной системой у человека возникают свои мнения и суждения об устройстве общества. Образы «врагов» и «героев» становятся своеобразными ориентирами в жизни человека, выступают для него определенными ценностными направляющими, предметами стремлений и в то же время регулируют его действия и поступки. [4, C.90]
Современная молодежь почти все свое время проводит за экранами, поэтому и образ для подражания у них «экранный». В основном молодежь выбирает образ, который отличается агрессивным поведением.
В современной российской культуре является проблемой то, что почти у трети подрастающего поколение «образ героя» отсутствует. Факторная структура образов героев подростков имеет гендерную специфику. Образ супергероя у мальчиков в качестве доминирующего включает фактор силы, образ волшебного героя у девочек содержит факторы открытости миру.[3, с.113]
В заключение хотелось бы отметить, что образ героя и героического в представлениях современных подростков имеет упрощенный характер. Ориентация на конкретные персонажи, часто экранного происхождения, не способствует формированию идеалов и нравственных ориентиров личности. Своеобразный уход от жизни в сферу мистического порождает мифологичность сознания и неспособность, а часто и нежелание справляться с реальными жизненными трудностями. При этом одним из значимых вопросов, имеющих острую актуальность, является вопрос формирования гражданской позиции личности, становления ее как самостоятельного субъекта собственной жизни.
Список использованной литературы:
- Смирнов С.Ю. К вопросу о содержании образа героя в российском обществе // Симбирский научный вестник. 2010. № 2 (2). С. 147-153
- Миронец Елена Васильевна, Яковлева Ирина Павловна Героизм в представлении студенческой молодежи // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. 2016. №119.C. 97-101
- Хлопонина Ольга Олеговна Трансформация образа героя современности // Знание. Понимание. Умение. 2017. №2.С. 112-117
- Касимов Рустам Нуруллович К вопросу формирования образа героя у современных детей и подростков // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. №3 (28).С. 87-99