ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

26 февраля 1:28

Современное общество испытывает ряд существенных проблем, связанных с развитием культуры. Развитие технологий, появление инноваций, а также изменения внутреннего мира самого человека привело к преобразованию культуры и появлению новых культурных особенностей. Молодёжная культура – это подсистема культуры со своими ценностями, своеобразными нормами поведения и формами общения. Её формирование, как и формирование культуры в целом, сопровождается возникновением несовместимых направлений, течений и форм.

Уровень культуры современного поколения создается на основе социально-психологических особенностей, наличие которых определяется как возрастными, так и социально-экономическими характеристиками молодых людей. Социальное и психологическое происхождение культуры молодежи обусловлено стремлением молодых людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации. Значительная доля современной культурной индустрии нацелена на потребности и вкусы молодого поколения. Это в особенности наблюдается в таких сферах, как развлечения, отдых, мода, одежда, обувь и т.д. Молодое поколение создает и высказывает свое поведение с помощью подобных скорее символических, а не прикладных форм, которые означают единство и целостность носителей культуры и отделяют ее от общей.

Что же формирует культуру современной молодежи? По большей части, главным фактором является влияние общества, где на него воздействуют молодёжные субкультуры: уличная, компьютерная, музыкальная и другие в совокупности или по-отдельности. В связи, с чем культурный потенциал современных подростков очень сильно формируется компанией, в которой он проводит своё свободное время. Также стоит отметить влияние масс-медиа (телевидение, Интернет) на морально-нравственные установки молодых людей, которые изменяются под давлением популярных телепередач, видеороликов, СМИ и т.д.

Культура современного поколения отражается в способах проведения досуга. Этот показатель в первую очередь зависит от экономического положения молодых людей и от распространенности и доступности той или иной формы досуга. На сегодняшний день большая часть молодых людей предпочитает общение со знакомыми и просмотр фильмов посещению театра, музея, выставки. Это обусловлено не только предпочтениями, модой и окружением, но и также возможностью, большей доступностью такого времяпрепровождения. Таким образом, можно сказать, что молодые люди не только и не столько не хотят выбирать более культурный досуг, а, порой, не имеют возможности выбрать что-то альтернативное. Затем это переходит в привычку – при наличии времени, средств и возможности молодые люди (как и люди в более зрелом возрасте) выбираю то, что им более понятно и привычно.

Уровень культуры также напрямую зависит от образования и воспитания. В процессе взросления у ребенка формируется характер предпочтений, которые зависят не только от друзей и знакомых, но также и от школы, секций и семьи. Качество образования оказывает немалое воздействие на настоящие и будущие интересы ребенка. От воспитания родителей и мотивации подростка учиться зависит не мало, но культурные ценности и правильные интересы развиваются также под влиянием учителей и самой школы. И здесь также возникают проблемы в связи с тем, что обучение в школе в основном сводится к приобретению алгоритмических навыков, нежели к приобретению важных человеческих качеств, способности принятия и анализа информации, подготовке к взрослой жизни. При этом раскрывается проблема внутри самой системы образования, которая также не мотивирует учащихся на самосовершенствование, а у уже окончивших обучение отбивает желание продолжать учиться чему-либо.

В связи с перечисленными выше дестабилизирующими обстоятельствами, затрудняющими рост культурного уровня молодежи, становится очевидна необходимость выработки методологии и разработки соответствующих ей механизмов молодёжной культурной политики. Необходимо понимание того, что дело не в общей тенденции стремления молодежи к агрессивности, эгоизму, ориентация на деструктивные ценности и т.д., а в окружающей обстановке, как в узких кругах (семье, компании, школе), так и в широких (экономическая и политическая обстановка в стране).

Список литературы:

  1. Зайцева Е.Н. и Мингазова М.М., Общая культура современной российской молодежи: проблемы, и пути их решения // Восточно-европейский научный вестник – 2016. – с.37-43.
  2. Ноздрина Н.А., Основные проблемы культуры современной России и молодежи // Научно-методический электронный журнал концепт – 2015. – с.4136-4140.
  3. Ревякина В.И., Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи // Образование и наука. – 2015. – с.15-26.