Предмет: анализ финансовых рисков компании на основе стейкхолдерского подхода
Цели: выявление ключевых финансовых рисков компании и уровня их значимости, определение индикаторов и факторов риска в разрезе основных стейкхолдеров
Методология: методологическую основу исследования составили: сравнительный анализ, аналитические методы идентификации рисков, экспертный метод оценки уровня значимости рисков, метод аналогий
Результаты: модифицировано применение стейкхолдерского подхода для выявления и анализа финансовых рисков компании, их ключевых факторов и возможных индикаторов риска
Выводы: предложена классификация ключевых финансовых рисков компании на основании стейкхолдеров, которые их генерируют, предложены индикаторы финансовых рисков. Рассмотренный алгоритм анализа финансовых рисков на базе стейкхолдерского подхода позволяет определить факторы риска, предусмотреть и своевременно проконтролировать изменение уровня значимости риска, выстроить гибкую стратегию реагирования и перераспределения ресурсов в отношении управления соответствующими рисками.
Ключевые слова: финансовые риски, стейкхолдеры, индикаторы риска, факторы риска, уровень значимости риска, риск-менеджер, система управления рисками
В настоящее время в России проблема оценки и оптимизации риска приобрела особое значение в области управления бизнесом. В связи с повышением роли риск-менеджмента и растущей волатильностью экономики возросли и требования к раскрытию информации, касающихся ключевых рисков компаний. В свою очередь для полной и целостной оценки профиля рисков компании риск-менеджерам приходится анализировать большие пласты информации в различных областях хозяйственной деятельности компании.
Однако, эффективность анализа, не основанного на какой-либо стратегии определения ключевых областей, генерирующих риски компании, воздействующих на них, весьма туманна и маловероятна. Анализ практик известных мировых корпораций позволяет заметить особую привлекательность стейкхолдерского подхода для менеджеров в процессе принятия решений и анализа внутрифирменных корпоративных процессов.
В контексте управления рисками компании стейкхолдерский подход также приобретает все большее значение.
Одним из элементов модели построения эффективной системы управления рисками является всесторонний качественный процесс выявления и анализа рисков. Он в свою очередь основывается на постоянном мониторинге риска, а также факторах, его вызывающих.
На сегодняшний день компании функционируют в усиливающейся нестабильности и высокой волатильности бизнес-среды. Количество факторов, оказывающих влияние на функционирование компании растет в геометрической прогрессии благодаря ужесточению конкуренции, большему внедрению it-технологий в деятельность компании, экономическим и политическим кризисам.
В условиях ограниченности ресурсов- финансовых и временных — риск-менеджерам необходимо выявление ключевых аспектов деятельности и взаимоотношений компании на предмет концентрации рисков. Стейкхолдерский подход, как наиболее комплексная оценка окружения компании и субъектов, воздействующих на функционирование компании, как нельзя лучше отвечает требованиям к необходимости комплексного анализа среды функционирования компании.
Суть стейкхолдерского подхода к управлению рисками компании сводится к анализу профиля рисков в разрезе основных заинтересованных сторон – стейкхолдеров. Данный анализ позволяет определить какие стейкхолдеры генерируют те или иные риски, какие взаимоотношения со стейкхолдерами требуют тщательного анализа на предмет рисков, и на какие индикаторы рисков компания должна обращать внимание при установлении взаимоотношений со стейкхолдерами.
Данный анализ позволяет риск-менеджерам осуществлять мониторинг среды функционирования компании без пробелов и упущений в части полноты профиля рисков компании.
Далее нами будет рассмотрен алгоритм проведения анализа рисков компании с точки зрения стейкхолдерского подхода. В силу большого разнообразия рисков компании в зависимости от сферы деятельности, организационно-правового обеспечения, отрасли и секторов экономики нами были рассмотрены финансовые риски компаний, как наиболее идентичные и малозависящие от среды функционирования.
На первом этапе осуществляется идентификация стейкхолдеров. К процессу идентификации стейкхолдеров в групповом формате (к примеру, на уровне совета директоров или подразделения риск-менеджмента) применима технология мозгового штурма (brain storming). При этом у каждого участвующего в сессии складывается собственная визуальная картина окружения бизнеса, после чего путем обсуждений формируется общее представление. Все компании в той или иной степени имеют уже устоявшийся перечень основных стейкхолдеров.
На втором этапе происходит анализ риск-менеджером отношений с конкретным стейкхолдером на предмет выявления рисков, заключенных в них. К примеру, отношения с покупателями и заказчиками строятся на продаже товаров/ предоставлении услуг, которые зачастую осуществляются посредством отсрочки платежа. Таким образом риск-менеджер приходит к заключению о наличии риска неисполнения обязательств контрагентами или же кредитного риска компании. Данный этап характеризуется субъективностью риск-менеджеров и требует особого внимания. Как правило, обсуждение в рамках второго этапа носит коллективный характер, в котором на своем уровне принимают участие как исполнители, так и топ-менеджмент компании.
Следующим этапом является определение уровня значимости рисков для компании. Данный этап основывается на международных, отечественных стандартах по управлению рисками в компаниях и принятых внутрикорпоративных положениях касательно управления рисками. Наиболее часто встречающийся метод оценки уровня значимости рисков – экспертный. При данном методе предполагаются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами (данного предприятия или внешними экспертами), касающихся вероятности возникновения различных уровней потерь. Оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также на статистических данных.
На четвертом – заключительном-этапе происходит выявление индикаторов рисков и причин их возникновения. При осуществлении данного этапа риск-менеджеры должны ориентироваться не только на нормативно-правовое регулирование управления рисками, но и четко осознавать специфику существующих бизнес-процессов организации, понимать цели и области взаимодействия компании с заинтересованными сторонами и корректировать стратегию взаимодействия при поступлении новой информации.
Индикаторы риска — распространенный инструмент мониторинга и предоставления менеджменту информации об изменениях уровня операционного риска в организации.
Другая проблема — это необходимость охватить при помощи идентификаторов риска все бизнес-процессы компании и происходящие в них изменения. В противном случае часть рисков будет пропущена (т.к. не все процессы охвачены идентификаторами. Пытаясь решить данные проблемы, менеджмент компании может принять решение об использовании большого количества индикаторов. С одной стороны, ввод индикаторов на самом детальном уровне во всех процессах действительно может помочь. Но, с другой стороны, встает вопрос о том, как делать корректные выводы на основе большого количества индикаторов. Это связано со сложностью выявления правильных корреляций между данными индикаторами. Помимо этого, потребуется большое количество исходной информации для расчета и анализа. В силу этого, при выделении ключевых индикаторов риск-менеджерам следует устанавливать индикаторы в рамках каждого риска в контексте конкретных бизнес-отношений компании с тем или иным стейкхолдером. К примеру, если рассматривать инфляционный риск в рамках взаимоотношений «компания- потребители», он будет выражаться в риске, связанным с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа. Если же мы будем рассматривать инфляционный риск в контексте взаимоотношений «компания — инвесторы», то он будет выражен в риске уменьшения реальной стоимости источников финансирования инвестиционной деятельности. Соответственно и индикаторы рисков будут разниться.
В таблице 1 показано применение стейкхолдерского подхода к анализу финансовых рисков компании. Анализ проведен посредство сравнения и выявления наиболее типичных и распространенных финансовых рисков компаний различных отраслей и форм функционирования. Так как стейкхолдеры и взаимоотношения с ними, риски и индикаторы рисков компаний разняться в разнообразии сфер деятельности и сред функционирования, данный перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, нами был рассмотрен стейкхолдерский подход к анализу и выявлению профиля финансовых рисков компаний. Использование данного подхода позволяет снизить трудозатраты и повысить эффективность как при проведении анализа индикаторов, так и при формировании отчетности для руководства компании. Системный подход также позволяет избежать «слепых зон» — зон, в которых остаются невыявленные и неуправляемые риски.
Список использованных источников
1.Исследование группы компаний в сотрудничестве с PwC / Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/index-indicator.pdf
2.Когденко В.Г. экономический анализ: теория и практика – М.: Юнити, — 2015 – 392с.
- Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер. — М.: Перспектива, — 2014г. — 210 с.
- Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. 2-е изд. — СПб.: Питер 2013г. — 208 с.
Таб.1
Стейкхолдерский подход к анализу рисков
№ |
Стейкхолдеры |
Финансовые риски |
Уровень значимости |
Индикаторы рисков |
Факторы риска |
|
1 |
Акционеры и инвесторы |
процентный риск |
Риски колебания процентных ставок |
низкий/умеренный/высокий |
1.спред процентных ставок по обязательствам |
Недиверсифицируемые риски* |
инфляционный риск |
Риск уменьшения реальной стоимости источников финансирования |
низкий/умеренный/высокий |
1.превышение фактического уровня инфляции над официально прогнозируемым Минэкономразвития России уровнем |
Недиверсифицируемые риски* |
||
2 |
Заказчики и потребители |
инфляционный риск |
Риск, связанный с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной |
низкий/умеренный/высокий |
1.отношение убытков от обесценения задолженности к ее балансовой стоимости |
Снижение платежеспособности покупателей (дефолт) |
кредитный риск |
Риск финансовых убытков в следствие неисполнения/несвоевременного исполнения контрагентами своих обязательств |
низкий/умеренный/высокий |
1.период оборота задолженности |
|||
3 |
Органы государственной и муниципальной власти, в том числе и государственная власть других стран |
валютный риск |
Риск изменения курсов иностранных валют |
низкий/умеренный/высокий |
1.Тем прироста спотового курса бивалютной корзины к рублю |
Недиверсифицируемый риск* |
налоговый риск |
Риски, связанные с ростом налоговой нагрузки на Общество, в связи |
низкий/умеренный/высокий |
1. Сроки завершения налоговых льгот |
Налоговая политика государства |
||
4 |
Бизнес-партнеры |
процентный риск |
Колебания процентных ставок |
низкий/умеренный/высокий |
1.спред процентных ставок по обязательствам |
Недиверсифицируемые риски* |
инфляционный риск |
Риск уменьшения реальной стоимости источников финансирования |
низкий/умеренный/высокий |
1.превышение фактического уровня инфляции над официально прогнозируемым Минэкономразвития России уровнем |
Недиверсифицируемые риски* |
||
5 |
Финансовые посредники, кредитные организации |
процентный риск |
Риски колебания процентных ставок |
низкий/умеренный/высокий |
1.спред процентных ставок по финансовым инструментам и обязательствам |
Недиверсифицируемые риски* |
* Недиверсифицируемые риски — риски, обусловленные большим количеством факторов, влияющих на весь рынок в целом, на все ценные бумаги.