АНАЛИЗ ОПТИМАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ С ЦЕЛЬЮ ЗАВЕДОМОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ МАРШРУТА МЕЖДУГОРОДНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

3 июля 2:22

Пассажирский транспорт для общества имеет большое социально-экономическое значение. Он влияет на жизнеобеспечение всего государства. В настоящее время существует множество видов транспорта. Выбирая то или иное средство передвижения, пассажиры по-разному оценивают преимущества и недостатки каждого вида транспорта. В первую очередь они оценивают безопасность, надежность, стоимость проезда, регулярность, скорость и удобство передвижения.

Сфера транспортных услуг из-за высокой конкуренции на рынке требует постоянного совершенствования не только транспортных средств или технологий, но и организации пассажирских перевозок.

Исходя из того, что безопасность пассажиров играет большую роль в сфере транспортных услуг, цель данной работы состоит в определении оптимальных информационных систем для заведомого исследования оценки сложности маршрута междугородных регулярных перевозок.

Маршрут регулярных перевозок предназначен для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям. Путь следования транспортных средств, осуществляющих передвижение по маршруту регулярных перевозок, должен быть от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.[1]

Оценка сложности маршрута междугородных регулярных перевозок состоит в оценке факторов, влияющих, в первую очередь, на его безопасность. К таким факторам можно отнести: подъемы, спуски, пересеченность продольного профиля, микропрофиль, качество дорожного покрытия, радиус малой кривизны, управляемые и неуправляемы перекрестки, количество светофоров, ограничения скорости, плотность транспортного потока, дорожные пересечения с регулируемыми и нерегулируемыми железно-дорожными путями, температура окружающей среды, аэродинамика, погодные условия, недостатки в конструктивном решении дорог, человеческий фактор, ограничения видимости, пропускная способность дороги и т.д.

Для заведомого исследования оценки сложности маршрута междугородных регулярных перевозок можно использовать следующие информационные системы:

  • приложение Google Планета Земля (Google Earth);
  • система ГОЛОНАСС;
  • система GPS;
  • геоинформационная система (ГИС);

Google Планета Земля (Google Earth) — проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые (или в некоторых точках аэрофото-) изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение.[2]

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНА́СС) – российская спутниковая система навигации. Задачей системы ГЛОНАСС является определение местонахождения какого-либо объекта путем вычисления его координат с помощью специального устройства — трекера, находящегося в постоянном контакте со спутниками.

Система GPS, в отличие от системы ГОЛОНАСС, является спутниковой системой навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84.

Система GPS использует методику кодированных сигналов множественного доступа CDMA. Главное достоинство здесь – уменьшенные требования к ресурсам для передачи радиосигнала и точное определение координат с погрешностью всего в 2-4 метра. А вот система ГЛОНАСС функционирует с помощью метода «выделенных линий» FDMA. С учетом того, что на передачу спутникового радиосигнала может влиять множество факторов – ГЛОНАСС в качестве основной системы мониторинга за транспортом считается более перспективной. Еще одним дополнительным преимуществом ГЛОНАСС можно назвать то, что для работы данной системы не требуется постоянная синхронизация с вращением Земли. Скорость обработки и передачи данных в режиме реального времени у ГЛОНАСС выше, поскольку спутники вращаются независимо от планеты.[3]

Приложение Google Earth позволяет просматривать поверхность нашей планеты, как в виде карты, так и с применением трёхмерных технологий. С помощью данной программы можно просматривать и изучать ландшафты местности, планировать маршруты по улицам большинства городов – с использованием GPS-навигации и голосового сопровождения. К недостаткам использования приложения Google Earth относят высокое энергопотребление. Именно поэтому на устройстве, с которого будет производиться мониторинг необходимых данных, заряд аккумулятора значительно снизится.

Географическая информационная система или геоинформационная система (ГИС) — это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, анализ и отображение пространственных данных и связанных с ними непространственных, а также получение на их основе информации и знаний о географическом пространстве.

В ГИС карта становится действительно динамическим объектом. У пользователя появляется возможность:

  • изменять масштаб;
  • преобразовывать картографические проекции;
  • варьировать объектным составом карты (что выводится);
  • получать через карту в режиме реального времени многочисленные базы данных;
  • изменять способы отображения объектов (цвет, тип линии, символ и т.п.) в зависимости от содержимого баз данных;
  • легко вносить любые изменения.

К недостаткам системы ГИС относят большую зависимость работы ГИС от исходных географических данных и зависимость конечного результата от точности и четкости данных, перенесенных в ГИС.[3]

Все эти информационные системы служат для обеспечения возможности принятия оптимальных управленческих решений на основе анализа пространственных данных. С помощью таких технологий можно обезопасить маршрут междугородных регулярных перевозок.

Исходя из мониторинга и анализа вышеперечисленных информационных систем, можно сделать вывод, что системы GPS и ГОЛОНАСС являются наиболее оптимальными для заведомого исследования оценки сложности маршрута междугородных регулярных перевозок.

Список литературы:

  • Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (последняя редакция) 13 июля 2015 года N 220-ФЗ
  • Google Планета Земля. [Электронный ресурс] // Википедиа: свободная энцикл. – Электрон. дан. Режим обращения: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . – 13.11.2019.
  • Куприянов, А.О. Глобальные навигационные спутниковые системы: учебное пособие. – М.: МИИГАиК, 2017. – 76 с.

и