В постоянно меняющихся условиях общественного развития для каждого человека необходимо стремление к новым знаниям, духовное развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых новых умений. Самообразование направлено на удовлетворение потребностей человека в повышении своего культурного, образовательного, профессионального уровня, которое сопутствует ему в течение всей жизни. В литературе самообразование трактуется как «… личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования» [4].
Впервые истолкования понятия «самообразование» рассматриваются Сократом и Аристотелем. Значение самообразования и саморазвития для человека отмечает А. Дистервег: «Развитие и образование ни единому человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» [3].
Становление самообразования в России начинается со второй половины XVIII века. Прежде вопросы самообразования не имели массового распространения. В педагогических взглядах М.В. Ломоносова самообразование рассматривается «как форма распространения знаний наряду с образованием в тесной связи с общественно-экономическим развитием страны». Он настоятельно призывал общество осваивать науку, «самосовершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума и чувств».
Большое внимание уделяется проблеме самообразования учащейся молодежи в начале XIX века. В письмах молодежи «О самообразовании» профессор Петербургского университета Н.И. Кареев учил молодежь, что «самообразование возникает не в связи социальными мотивами, а вытекает из глубокой потребности человеческого духа» [1]. По его мнению, самообразование всегда активно. И он предлагает «Программу» для самообразования, в которой раскрывает целесообразность и необходимость деятельности кружков.
В конце XIX – начале XX в. в России самообразование достигло наибольшего расцвета. Это связано с масштабными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции. Благодаря В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Добролюбову расширился опыт распространения образованности и повысился рост грамотности беднейшей части населения. Их взгляды развивались наряду с социально-политическими и педагогическими идеями.
В период развития научно-технического прогресса в системе образования самообразование становится привычным для каждого человека. В процессе самообразовательной деятельности человек совершенствует свои знания и практические навыки, обогащая тем самым свой духовный и материальный мир.
Самообразование развивает умения анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную деятельность. И на основе этого человек вырабатывает свою точку зрения, что способствует ему творчески решать поставленные перед ним общественные и производственные проблемы и задачи. В области образования необходимость самообразования педагога определяют развитие информационного общества, реформирование образования, рост инновационных технологий в педагогической деятельности.
Специалисты определяют самообразование педагога как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций» [С.Г. Вершловский]; «способ повышения профессионального мастерства» [В.А. Сластенин]; «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [Г.М. Коджаспирова]; «непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной потребности в знаниях» [П.И. Пидкасистый]. И они особо подчеркивают, что без самообразования невозможно формирование правильного мировосприятия и ориентации в постоянно изменяющемся мире, ибо надо знать существующие альтернативные течения и сопоставлять их с достижениями современной науки.
Известно, что в процессе самообразования приобретаются умения и навыки работы над собой. Такой подход к самообразованию позволяет каждому учителю, воспитателю школы, преподавателю профессионального учебного заведения самостоятельно, творчески решать проблемы и задачи в своей педагогической деятельности. Все это отмечается в педагогическом энциклопедическом словаре: «самообразование как приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни, представляет собой целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью» [3]. Как видно, самообразование – один из ведущих элементов саморазвития личности.
В отечественной педагогике идею саморазвития предложил К.Д.Ушинский, который утверждал, что растущий человек создает и познает себя сам. Поэтому он считал, что нужно воспитывать самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения; развивать способность к самооценке; стимулировать врожденное стремление к совершенству [5]. Современные исследователи, определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности, наполняют процесс саморазвития духовным содержанием, обращаются к сердцу, чувствам, а не только к разуму ребенка. Так, саморазвитие как процесс непрерывного самоизменения характеризуется способностью человека становиться субъектом жизнедеятельности.
В трудах психологов суть саморазвития личности представляется в самораскрытии, самоизменении, и саморазвитие трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Также в них саморазвитие определяется как сознательное самоизменение или сознательное стремление сохранить в неизменности «Я-самость». Так, саморазвитие представляется как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности). Из этих идей мыслителей, специалистов-исследователей вытекает:
— человек есть цель сама по себе, которая характеризуется как субъект собственного самосовершенствования;
— развитие человек должен достигнуть собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением;
— саморазвитие человека связано с непрерывным развитием потенциала личности.
Как видно, саморазвитие, самообразование личности осуществляется на самостоятельности индивида. «Самостоятельность» основывается на философии «самости». «Самость» определяет роль человека как активного, самостоятельного творческого преобразователя окружающей среды и развитие своей личности. Самостоятельность представляет собой внутренне управляемую деятельность личности, которую человек выполняет, проявляя максимум активности, самостоятельного суждения, инициативы, творчества. Иначе, самостоятельность проявляется в творческом отношении к любому виду деятельности, ответственности за свою деятельность, в ориентации личности на САМО.
Самостоятельность в изученной литературе характеризуется как интегративное личностное качество, которое связано с формированием и развитием положительных мотивов к жизнедеятельности. Рассмотренные положения позволяют на основе обобщения эмпирического опыта определить концептуальные основы формирования и развития самостоятельности обучающихся в педагогической деятельности:
— стремление проявить себя – неотъемлемая черта самостоятельного творческого труда каждого;
— самостоятельные действия с учебным материалом организуют мотивированное восприятие и его применения в новых познавательных и деятельных ситуациях;
— участие в поисковых, творческих работах теоретического и практического характера способствует развитию способностей, потребности в знаниях;
— самостоятельность проявляется при наличии осознанного стремления обучающегося к действиям и сопровождается получением идеального или реального продукта.
В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения: расширять личностные образовательные интересы и потребности; анализировать и оценивать собственную деятельность; осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность; вырабатывать стимулирование самообразовательной деятельности, создавая инструментарий самовоздействия и самоподдержки.
В теоретических концепциях А.Н. Леонтьева рассмотрена проблема самообразования. Он отмечает, что «человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями». А.Н. Леонтьев выделил три этапа процесса усвоения социального опыта: «Первоначально…у совсем маленьких детей, он имеет характер подражания действиям окружающих, протекающим, однако, под их контролем и при их вмешательстве; затем он усложняется и специализируется: возникают такие его формы, как школьное обучение и воспитание, различные формы высшего образования, и, наконец, самообразование» [2].
В трудах психологов суть самообразования и саморазвития личности представляется в самораскрытии, самоизменении, и трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Также в них саморазвитие, самообразование определяется как сознательное самоизменение или сознательное стремление сохранить в неизменности «Я-самость». Так, саморазвитие, самообразование представляется как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности).
Как видно, саморазвитие, самообразование осуществляется на самостоятельности индивида. «Самостоятельность» основывается на философии «самости». «Самость» определяет роль человека как активного, самостоятельного творческого преобразователя окружающей среды, а также деятельность личности, которую человек выполняет, проявляя максимум активности, самостоятельного суждения, инициативы, творчества. Самостоятельность характеризуется как интегративное личностное качество, которое связано с формированием и развитием положительных мотивов к жизнедеятельности, и как фактор упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя.
Рассмотренные положения позволяют на основе обобщения эмпирического опыта определить концептуальные основы формирования и развития самостоятельности обучающихся в педагогической деятельности:
— стремление проявить себя – неотъемлемая черта самостоятельного творческого труда каждого;
— самостоятельные действия с учебным материалом организуют мотивированное восприятие и его применения в новых познавательных и деятельных ситуациях;
— участие в поисковых, творческих работах теоретического и практического характера способствует развитию способностей, потребности в знаниях;
— самостоятельность проявляется при наличии осознанного стремления обучающегося к действиям и сопровождается получением идеального или реального продукта.
Самообразование на каждом этапе развития общества выступает средством и результатом социальной регуляции знания, что говорит о социокультурной его обусловленности. Отсюда технология самообразования определяется социорегулятивными его функциями как социального явления. Социальная технология в основном возникает естественным путем как социокультурно опосредованная, целесообразная совокупность действий, как способ адаптации индивида к социальному окружению. Самообразование рассматривается нами как вид деятельности, социальной функцией которого является самореализация личности.
Литература
- Громцева А.К. Самообразование как социальная категория – Ленинград, 1976. -87 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014.-104 с., с. 11
- Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. – М.: Молодая гвардия, 1990.
- Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие — Владимир: ВГПУ, 2010.
References
- Gromtseva, A. (1976). Self-education as a social category. Leningrad.
- Leontiev, A. (1981). Problems of psychic development. Moscow.
- Shabalina, O., Svetlova, V. (2014). Personal self-education and self-development of a teacher. A handbook. (p.11). Ioshkar-Ola: Mari State University.
- Sukhomlinskiy, V. (1990). Not only by mind, but also by heart. Moscow: Molodaya Gvardiya.
- Yudakova, S. (2010). Professional and pedagogical self-education. A handbook. Vladimir: VSPU.
© А.Г. Корнилова, Д.А. Данилов, 2018