Для развития письменной речи младших школьников требуются специально созданные педагогические условия. Использование игр во внеурочной деятельности способствует позитивному отношению к обучению, требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение [1, c. 23].
Для того чтобы изучить уровень развития письменной речи мы провели исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МОБУ «СОШ № 26» г. Якутска. В нем приняли участие учащиеся 3 «Б» класса. Для выявления уровня сформированности письменной речи младших школьников мы использовали диагностику «Нелепицы» Р.С. Немова [2, c. 97]. Задание выполняется самостоятельно. Ребенку дается картина с изображением довольно нелепых ситуаций с животными. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем письменно излагает свои мысли, как на самом деле должно быть.
Таблица 1
Уровень сформированности письменной речи младших школьников
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий |
3% | 32% | 49% | 14% | 2% |
Данные диагностической работы свидетельствует о среднем уровне развития письменной речи. Чаще всего встречаются ошибки в использовании языковых средств, в логическом построении предложений и содержательности.
Для улучшения уровня сформированности письменной речи мы провели учащимся комплекс дидактических игр на основе создания текстов-небылиц: «Так бывает или нет», «Любопытный», «Вопросы и ответы», «Снежный ком», «Странные сказки». При выполнении этих заданий у учащихся обогащается словарный запас, учатся структурировать и переформулировать сложные предложения, анализировать и создавать тексты. Развивают устную и письменную речь, научатся отстаивать свою точку зрения и принимать высказывания других.
После выполнения заданий, в классе повторно провели диагностику задание «Нелепицы». На основании полученных данных выявили, что очень высокий уровень развития письменной речи составил 4% учащихся, высокий – 37%, средний — 51%, низкий — 6% и очень низкий 2%. Данные повторной диагностики свидетельствуют о том, что средний уровень письменной речи повысился, но встречаются ошибки в использовании языковых средств. Далее провели сравнительный анализ результатов стартовой и повторной диагностик (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение результатов диагностик уровней сформированности письменной речи
Уровни | Стартовая диагностика | Повторная диагностика |
Очень высокий | 3% | 4% |
Высокий | 32% | 37% |
Средний | 49% | 51% |
Низкий | 14% | 6% |
Очень низкий | 2% | 2% |
По сравнительному анализу результатов исследования видно, что процент учащихся на очень высоком уровне сформированности письменной речи повысился на 1 %, высокий и средний на 2%, низкий уровень сократился до 8%, а очень низкий не изменился.
Данные экспериментальной работы свидетельствуют о том, что формирование уровня развития письменной речи младших школьников возможно, если во внеурочной деятельности пользоваться дидактическими играми, а именно создание тестов-небылиц. Мы предложили один из вариантов процесса развития письменной речи младших школьников.
Список использованной литературы:
- Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. — Новосибирск: НГПИ, 2009. — С. 3 — 10.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с. (с. 97).
- Савинова Е. А., Сокорутова Л. В. Формирование грамотного письма у младших школьников с учетом типов восприятия информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770774.htm. РИНЦ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http//www.standart.edu.ru.
© У.Е. Иванова, Л.П. Борисова, 2018