Проблема связной речи школьников в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Об этом говорится в ФГОС НОО: «Основной задачей обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» [2, с. 8].
Овладение научным стилем помогает учащимся в работе с учебниками, справочниками, в объяснении явлений природы и развитию умения анализировать. Оно способствует развитию знания, так как предполагает не просто высказывания о том, что предмет, человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и доказательство конкретными аргументами
[1, с. 255].
С целью выявления уровня развития письменной речи младших школьников, мы провели опытно-экспериментальную работу на базе МОБУ «СОШ №26» г. Якутска. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 36 человек.
Нами были использованы следующие диагностические задания:
- Составление текста из логически не связных предложений (Львов М.Р.). Описание задания: учащимся был дан ряд предложений, их задача заключалась в распределении предложений в логической последовательности, чтобы получился связный текст.
- Определение активного словарного запаса (Р.С. Немов). Описание задания: учащимся предлагается ряд картинок, на которой изображены люди и различные предметы, их задача написать о том, что изображено и происходит.
- Изложение. Описание задания: зачитывается текст научного стиля, после прослушивания обсуждаем его, а затем учащиеся пишут сжатое изложение.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности письменной речи
учащихся 3 «а» класса
Высокий уровень | Выше среднего | Средний уровень | Низкий уровень |
22% | 52% | 20% | 6% |
Высокий уровень развития письменной речи показали 22% (8 учеников) учащихся, выше среднего – 52% (19 учеников), средний уровень – 20% (7 учеников), низкий уровень – 6% (2 ученика).
При выполнении диагностических заданий у учащихся были обнаружены следующие ошибки: 1) Частые лексические и логические повторы («Газета выходила раз в неделю. Утром газета доставлялась в киоск»). 2) Использование слов, в несвойственном ему лексическом значении («дождь падает», «машины ходят»). 3) Ошибки в образовании сочетаний слов («копает земля», «одним существующих»). 4) Неправильное склонение существительных («посадить в земля», «нужны такие кораблей»). 5) Нарушение видовременной связи предложений (бабушка вяжет шарф и подарила его внуку).
Определив первоначальный уровень развития письменной речи, нами был разработан комплекс заданий в процессе работы над текстами научного стиля: 1). Преобразуйте текст в научный стиль; 2). Составьте текст научного стиля; 3). Докажите, какого стиля текст; 4) Напишите аннотацию к прочитанной статье; 5) Напишите сообщение «Чем отличается остров от полуострова?».
После выполнения заданий, в классе повторно провели диагностику для сравнения изменения уровня развития письменной речи. На основании полученных данных выявили, что 3% учеников имеют низкий уровень, 14% – средний уровень, 58% – уровень выше среднего, 25% – высокий уровень. Далее провели сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностик (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение результатов диагностик уровней сформированности письменной речи учащихся 3 «а» класса
Уровень | Первичная диагностика | Повторная диагностика |
Высокий уровень | 22% (8 учеников) | 25% (9 учеников) |
Выше среднего | 52% (19 учеников) | 58% (21 ученика) |
Средний уровень | 20% (7 учеников) | 14% (5 учеников) |
Низкий уровень | 6% (2 ученика) | 3% (1 ученик) |
После опытно-экспериментальной работы с заданиями справились почти все обучающиеся. Они поняли особенности научного стиля и научились их создавать, последовательно, логично, точно передавать свои мысли письменно.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: в развитии письменной речи младших школьников важную роль играет работа с текстами научного стиля. Целенаправленная и систематическая работа над письменной речью способствует развитию мышления, механизмов воспроизведения, обогащению словарного запаса и повышению интереса к научному стилю.
Список использованной литературы:
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся: учебное пособие / Т.А. Ладыженская – М.: ТАУС, 2010. – 147 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.standart.edu.ru
- Савинова Е. А., Сокорутова Л. В. Формирование грамотного письма у младших школьников с учетом типов восприятия информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26.
© А.М. Михайлова, Л.П. Борисова, 2018