Сфера рекламы в настоящее время имеет важное значение для предпринимательской деятельности, поскольку для получения прибыли необходимо привлечения новых потребителей (товаров либо услуг) и реклама, являясь одним из самых эффективных для этой цели средств, предполагает активную рекламную деятельность. Конкурирующая между собой реклама довольно часто стоит на грани допустимости, а в случае нарушения требований законодательства предполагает наступление юридической ответственности. В связи с чем, предпринимателю необходимо разобраться в требованиях, предъявляемых к рекламе, относимых к его деятельности.
В исследовательских работах последний лет все чаще предполагается, что «для решения проблем в сфере правового регулирования рекламной деятельности необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу и ужесточить меры наказания за изготовление и распространение рекламы ненадлежащего характера».[1]
Соответственно, определяя правовую природу рекламы необходимо выделить характерные особенности. Добросовестное поведение при рекламной деятельности означает соответствие законодательным требованиям, которые направлены на стабилизацию конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на защиту потребителей.[2]
В с. 3 ФЗ «О рекламе» закреплено, что ненадлежащая реклама это — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Для поддержания добросовестного поведения в экономическо-социальной сфере необходима ответственность за несоответствующую законодательным требованиям рекламу.
Ненадлежащая реклама неизбежное явление по ряду причин: высокий уровень конкуренции, низкая правовая осведомленность в сфере рекламы у большего числа хозяйствующих субъектов, а также большое количество оценочных понятий.[3]
В ФЗ «О рекламе» ст. 38 устанавливает, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Гражданский кодекс РФ устанавливает ряд общих положений, которые определяют предел гражданской ответственности. Так, например, ст. 393 и ст.15 ГК РФ закрепляют наиболее общие положения ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. В связи с чем, в частном случае, когда обязательство возникло в следствии рекламной деятельности, то это является гражданско-правовыми отношениями.
Особое внимание заслуживает вопрос возмещения морального вреда, поскольку для его определения необходимо определить размер вреда, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ). При этом необходимо правильно применять такую норму в соответствии с конституционно-правовым смыслом.[4]
В сфере авторского права, также важно то, что нарушение авторского права, относящегося к авторству на рекламу может привести к ответственности, поскольку если в судебной порядке будет доказано, что это нарушение интеллектуальных прав, то необходимо возместить причиненный в связи с этим вред.
Необходимо отметить что гражданско-правовая ответственность может реализовывать в независимости от иной юридической ответственности, например, административной или уголовной.
Можно к сделать вывод, что гражданская ответственность являеться необходимым условием для нормального функционирования рекламной деятельности, это помогает защищать права не только хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции, предоставляя возможность самостоятельно защищать и восстанавливать свои гражданские права, но и потребителей, поскольку презюмирует добросовестное поведение. Следовательно, главная задача рекламного законодательства заключается в обеспечении защиты от ненадлежащей рекламы.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
- О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ РФ. – 20.03.2006. – № 12. – Ст. 1232// СПС «КонсультантПлюс»
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
- Определении Конституционного суда РФ от 03.07.2008 № 734-О-П. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 20 декабря 1994 г. № 10
- Кострикова А.С. Актуальные проблемы правового регулирования в сети Интеренет / А.С. Кострикова, М.Л. Макаревич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8(26). С. 67–75.
- Микаева А.С. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 29–32
- Шаназарова Елена Витальевна, Зыков Даниил Алексеевич, Гудков Анатолий Иванович Основные Проблемы Законодательного Регулирования Рекламной Деятельности И Пути Их Решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №4. С. 180.
References:
1) Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SPS Konsul’tantPlyus.
2) O reklame: federal’nyj zakon ot 13.03.2006 № 38-FZ RF. – 20.03.2006. – № 12. – St. 1232// SPS «Konsul’tantPlyus»
3) Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 N 51-FZ // SPS «Konsul’tantPlyus».
4) Opredelenii Konstitucionnogo suda RF ot 03.07.2008 № 734-O-P. Plenum Verhovnogo suda RF v postanovlenii ot 20 dekabrya 1994 g. № 10
5) Kostrikova A.S. Aktual’nye problemy pravovogo regulirovaniya v seti Interenet / A.S. Kostrikova, M.L. Makarevich // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2017. № 8(26). S. 67–75.
6) Mikaeva A.S. Problemy pravovogo regulirovaniya v seti internet i ih prichiny // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2016. № 9. S. 29–32
7) SHanazarova Elena Vital’evna, Zykov Daniil Alekseevich, Gudkov Anatolij Ivanovich Osnovnye Problemy Zakonodatel’nogo Regulirovaniya Reklamnoj Deyatel’nosti I Puti Ih Resheniya // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019. №4. S. 180.
[1] Шаназарова Елена Витальевна, Зыков Даниил Алексеевич, Гудков Анатолий Иванович Основные Проблемы Законодательного Регулирования Рекламной Деятельности И Пути Их Решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №4. С. 180.
[2] Кострикова А.С. Актуальные проблемы правового регулирования в сети Интеренет / А.С. Кострикова, М.Л. Макаревич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8(26). С. 67–75.
[3] Микаева А.С. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 29–32
[4] Определении Конституционного суда РФ от 03.07.2008 № 734-О-П. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 20 декабря 1994 г. № 10