Этнокультурное воспитание в образовательных учреждениях Эвено-Бытантайского района

8 июля 12:27

Родионова Н.П.,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саккырырская СОШ им. Р. И. Шадрина, Эвено-Бытантайский район, п. Батагай-Алыта,

nadiaplat1965mail.ru


 

Одним из наиболее ярких индикаторов современной социальной и культурной ситуации в районах Севера является положение родных языков коренного населения. Язык как материальное выражение духовной общности и самосознания нации чутко реагирует на социальные и культурные изменения.

Степень владения родным языком в большинстве районов Севера связана с возрастом носителей: языковые коллективы расслоились на возрастные группы (поколения), причем старшие составляют группу, для которой основным языком общения является родной язык, а младшие, напротив, ориентированы на язык более крупного этноса (как правило, русский и якутский). Между старшим и младшим поколением во многих общинах располагается группа, для которой характерно состояние, при котором одни ее представители уже начали утрачивать родной язык и предпочитают русский или якутский. Нормальная коммуникация в пределах этой возрастной группы и тем более между представителями соседних поколений нарушается, а следовательно не получают нормального языкового воспитания и их дети.

В северных школах в середине прошлого века было свернуто преподавание или сокращены часы по предмету «Родные языки». Повсеместно языки малочисленных народов Севера из основного средства превращались в лучшем случае в предмет изучения.

Воздействие этой политики на коренное население Севера оказалось крайне тяжелым: целое поколение утратило язык, культуру и национальное самосознание, ничего не приобретая взамен.

В 1989 году Совет Министров СССР принял постановление, согласно которому предполагается ввести в учебную программу сельских школ в районах компактного проживания малочисленных народов Севера преподавание родных языков, основ оленеводства, промыслов и звероводства.

В настоящее время сохранение родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера является приоритетным направлением в образовательной политике Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).  Данное направление гармонично вписывается в деятельность системы общего образования РС(Я), ориентированной на создание демократической системы образования, обеспечивающей необходимые условия для полноценного качественного образования через индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ обучения. [1]

Чтобы обучить детей  родному языку надо воспитать этническую культуру учащихся. Ознакомить с этнокультурными традициями народа.

А так же чтобы возродить эвенский народ, в 1989 г. был образован  Эвено-Бытантайский  национальный район. [2,3]

С этого времени в школах и детских садах начали изучать предметы «Эвенский язык и литература», «Эвенская культура». Последние годы возрос интерес учащихся и их родителей к этнокультуре своего народа. Активно принимают участие во всех проводимых мероприятиях. Старшеклассники пишут научные работы и занимают призовые места в НПК «Шаг в будущее».

В детском саду проводят конкурсы чтецов, «Знаток эвенского языка», «Нод асаткани», праздник «Встреча солнца».

Саккырырская средняя общеобразовательная школа им Р.И. Шадрина в данное время работает по инновационному проекту «Создание школьного научно-образовательного производства в оленеводстве».

Школа как социокультурный центр села должна брать инициативу  передачи молодому поколению опыта отраслей  северного животноводства, компонентов его материальной и духовной культуры для сохранения мирового генофонда якутского скота и воспитания выпускника, приспособленного  для достойного жизнеобеспечения и успешной жизни в условиях современного села на Севере. [4]

Сельскохозяйственная  направленность обучения и воспитания должна становится одним из приоритетных направлений развития общеобразовательной школы в условиях сельской местности.

Школа является Республиканской экспериментальной площадкой с 2002г. Имеет определенный опыт работы по сельскохозяйственному направлению. Руководит этим направлением деятельности Управляющий совет, в состав которого входят не только члены педагогического коллектива и учащиеся школы, но и родители, и представители социума.

В школах проводят этнокультурные конкурсы: эвенские игры, гонки на  оленьих и собачьих упряжках.

В улусном детском центре по  традиции  каждый год проводится научно – практическая конференция  «По тропам улуса», «Аман ос», «Шаг в будущее», «Нод төру», «Аинӊа куӊални (Дети природы)», где дети изучают этнокультуру своего народа.

При улусном детском центре работает детский этно–фольклорный ансамбль «Аянеса», где дети изучают не только традиционные обряды, обычаи и праздники эвенов, но и их музыку и танцы.

Все это позволяет создать условия для развития художественной культуры, формирования физической, экологической культуры, воспроизводящей бытовые национальные праздники и обряды, приближенных к естественным условиям.

Ансамбль «Аянеса»  сердцем  и  душой   покоренный   песнями    и   танцами  своих   предков,  вложил  много  сил   и   труда   в  возрождение  культуры   коренного   населения    Тюгясирских   эвенов,   где он   представил  свой   народ в международном фестивале     во  Франции, Китае,  Болгарии. [5]

При улусном Доме культуры есть молодежный ансамбль «Тугэс», где так же молодежь наслега   изучает музыку и танцы, традиционные обряды, обычаи и праздники Тюгясирских эвенов.

В настоящее время существует приемственность между поколениями, где  происходит на основе традиционных знаний объединение носителей фольклора, владеющих живым национальным языком.

Народ без языка и культуры исчезает как народ. Потому необходимо возродить  язык и культуру эвенского народа в улусе.

Целью нашей работы является  возрождение обычаев и традиций народа. Для этого надо глубоко понять и изучить историю происхождения эвенского народа, его самобытную культуру, методы воспитания детей.

Использованная литература:

  1. Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О языках народов РФ», Закон РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», Закона РС (Я) “О статусе языков КМНС РС (Я)”
  2. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении образовании Эвено-Бытантайского национального района в Якутской АССР» Москва, 13 августа 1989 года
  3. Постановление президиума Верховного Совета Якутской АССР «Об образовании Эвено-Бытантайского национального района и выделение его из территории Верхоянского района Якутской АССР» г. Якутск 21 апреля 1989 г
  4. Отчет республиканской инновационной площадки МО РС(Я), Март 2016 г.
  5. Кэрэ дьолун бэлэхтээри… («Аянеса» эбээн этно-фольклорнай о5о ансаамбыла), 2008 г.