Город Соль-Илецк, находящейся на юге России в Оренбургской области ассоциируется сейчас, конечно же, с лечебными соляными озерами и большими залежами соли, открытыми еще в XVIII веке. За несколько веков до появления здесь русских поселенцев месторождения соли, находящиеся на поверхности, использовали башкиры, казахи и татары для удовлетворения нужд кочевого скотоводства. Русскому народу это земля стала известна в эти же хронологические рамки- XVI век [1, с. 2.]. Впервые упроминание города приводится в 1627 году. В «Книге Большого Чертежа» можно прочесть, что на 560 верст ниже Вора (Ори) пала в Яик с левой стороны Илек-река, ниже горы Тустеби, по нашему та гора Соляная, ломают в ней соль» [1, с. 2.].
В первой половине XVIII века на место современного города переселились Яицкие казаки. Это было продиктовано необходимостью более интенсивной добычи соли на приисках. С течением времени добыча росла. Хотя переселение казаков носила не всегда добровольный характер. Местность была степная и отсутствие леса тормозило строительство крепости и домов. Положение усугубляли частые песчанные бури. В 1753 году данное месторождение перешло в ведение казны. Оренбург имел теперь свое Соляное правление, а пограничные крепости соляные магазины. Стали частыми стычки с местными кочевыми народами так как соль теперь уже не была доступна в свободном потреблении. Исходя из положения защиты промысла, казачий атаман А. Углицкий, взявший его в аренду, основал крепость Илецкая Защита. Были построены все сопутствующие здания для дальнейшего развития и удержания территрии. Таким образом в городе с самого его основания находился военный и солдатский гарнизоны. Около 130 человек были сосланы в край в качестве ссыльных. Углицкий взял промысел у государства в аренду на несколько лет с условием, что будет поставлять 50000 пудов соли в год (800 тонн)[ 2, c. 10] . Цифра по тем временам очень внушительная и без привлечение новых технологий добычи, а также дешевой рабочей силы задача скажем прямо трудно выполнимая. Государство же решило несколько задач: сокращение расходов на содержание соляного прииска и охрана от столкновения с кочевниками, которые досели привыкли брать соль бесплатно.
Осенью 1755 года из-за не выполнения норм поставок соли Углицкий уступил свое место коллежскому советнику Тимашеву. В течении 10 лет его руководства добыча соли выросла до 4000 тонн. Практически до конца XVIII века соль добывалась наемными рабочими. В 1766 году новый руководитель промысла коллежский советник Тетюшев предложил водный путь по реке Белой. Особенностью проекта было привлечение ссыльных каторжников. Число последних не превышало 200 человек и поэтому не расширило значительно добычу соли [ 3, c. 11.]. Таким образом, можно сказать, что труд ссыльних и наемная рабочая сила использовались в разработке соли практически с самого начала основания крепости. Труд каторжан был очень тяжелым. Господствовала ручная технология добычи. Глыбы соли ломали кирками и «барсами»-бревна с окованными концами. Все это перевозилось тачками, кадками, носилками. Люди гибли. «Без соли-что без воли». Может быть на Соль-Илецких приисках возникла это поговорка. [4, c. 4.].
В 1769 году П.Д. Еропкин предложил возить соль от пристани в Уфе, которую предстояло еще построить. Теперь бассейн распространения важного продукта простирался до р. Белой, Камы, Волги и Оки.
Оренбургский губернатор И. А. Рейндорп назначил П.И. Рычкова начальником промысла. Главной задачей нового руководителя было увеличение производительность и снижение себестоимости добычи соли. Не забывал П. И. Рычков и об улучшении положения рабочих и ссыльных. Проявлял внимание в методах добычи и транспортировки продукта. Ведь решение поставленных задач требовало именно данного вектора в развитии прииска. Именно при нем добыча была увеличена до 1000000 пудов. Рабочие стали получать большее жалование, а труд их строго регламентировался в часах. Более гуманного отношения были удостоены каторжане. Хотя участь их была незавидной. Появились механические устройства по поднятию соляных глыб и откачки воды из ям [5, c. 82.]. В 1773 году П.И. Рычков был избран членом Исторического Собрания Московского Университета. Заслуги его были признаны еще при жизни. Также данный деятель был современником восстания Е.И. Пугачева в 1774 году. Скончался 15 октября 1777 года, оставив о себе добрую память. В благодарность от потомков на улице Оренбургской в Соль-Илецке установлен памятник П.И. Рычкову, сидящему умиротворенно на постаменте и смотрящему куда-то вдаль. Наверное, обдумывает очередной свой замысел по переустройству соляного прииска.
В период правления Павла I в Сенате доложили: «173 каторжника, имеющихся на промысле, могут добыть не более 500 тысяч пудов соли в год». Этого было лишь достаточно на Оренбургскую губернию. В развитии промысла вновь появилась неопределенность. В 1805 году государство решило увеличить добычу соли до 1-1,5 тысяч пудов, а также определить количество каторжан в 300 человек. В 1806 году была построена солдатская казарма на 219 человек, тюрьма на 300 человек, больница. 29 августа 1810 года Государственный Совет утвердил план нового начальника промысла. Суть проекта Струкова заключалась в сухопутной перевозке соли до Самары на расстояние 420 верст. Для защиты были построены 6 казачьих поселений вместо четырех. Это Угольное, Мертвецовское, Изобильное, Новоилецкое, Озерное, Затонное.
Струков мотивировал данный путь наличием здесь леса пастбищ и лугов для скота. Утверждал, что можно круглый год возить соль.
Вокруг форпостов были вырыты рвы с насыпью, для иррегулярных войск построены сараи, покрытые камышом, конюшни для лошадей, а для людей по 12 землянок в каждом форпосте [6].
Однако, добровольцев переселяться было очень мало. Нехватка людей сказывалась на работе прииска.
В 1817 году оренбургский — генерал губернатор Эссен предложил войсковому атаману вызвать сюда на поселение всех желающих. Таковых нашлось всего 20. Тогда Эссен с согласия императора решил использовать принудительные меры воздействия. Хотя казаки и явились на место, но обживаться и брать деньги на житье не спешили, надеясь вернуться обратно. В связи с этим делом Эссен решил: урядников П. Свешникова, Т. Овчинникова, казака Е. Чигвинцева, всего 48 человек прогнать шпицрутенами через строй в 1000 человек каждого по три раза, а неспособных к службе наказать плетями по 51 удару каждого [7, c. 11.].
В 1868 году Сенат постановил передать Илецкий промысел на частное содержание. Хозяевами стали оренбургские купцы А.И. Первушин и М. Мякиньков. В последний год аренды объем добычи равнялся 1538 тысяч пудов (менее 100 тонн). В конце XIX века Оренбург был соединен железной дорогой с Самарой, а последняя с Москвой. Перевозка соли шла теперь от Илецкой Защиты до Оренбург. В 1880 году по железной дороге было отправлено 14,2 тысячи пудов. В 1879 году по проекту инженера Яковлева было построено две шахты: подъемная и воздушная. Их строили около 8 лет на расстоянии друг от друга 42-45 метров. Высота камер равнялась более четырех метров. Также появились вагонетки, подъемники, искусственное освещение, мельница для размолки комовой соли. Предполагалось, что это увеличит добычу соли. На деле вскрылись подводные камни. Это в первую очередь дороговизна содержания инфраструктуры, грязная соль из-за использования пороха при взрывах, отсутствие техники безопасности и частый травматизм, отсутствие мотивации рабочих и каторжан. В конечном итоге вместо 7 миллионов пудов получали 1,5 тысяч.
В 1900 году правительство написало указ о строительстве железной дороги от Оренбурга через Илецк до Ташкента. В Илецке была ветка дороги до соляных шахт. В 1901 году построили участок от Оренбурга до Илецка, а в 1905 году завершили весь проект. Перевезено было по дороге 27.406 тысяч пудов за 12 лет. В 1917 году Илецкая соль составляла всего 4% всей добытой соли в России. Это было очень мало. Ведь запасы ее были большие. В 1912 году в Илецкой защите насчитывалось 12 388 жителей, имевших около 2000 глинобитных домиков. В городе было 4 церкви, несколько часовен, богодельня, женский монастырь и мечеть. Никольский женский монастырь был основан в 1893 году. В 1912 году в Илецке было 7 школ (три одноклассных церковно-приходских, одна четырехклассная, две миссионерские одноклассные и одна казачьего ведомства). Всего учеников было 450 человек [8, c. 131.].
Таким образом, можно сделать вывод: соль, найденная на Юге Оренбургской области, еще в Средневековье привлекала к себе множество народов, которые как мирным, так и военными средствами пытались отстоять свое право сильного на владение этим «золотом». В свою очередь происходило смешение культур, диалог и мирное сосуществование.
Все это положительно сказалось на мультикультурной модели отношений народов в данном регионе сейчас. По мере увеличения добычи соли в промышленных масштабах рос и город Илецкая Защита (Соль-Илецк). Его инфраструктура и численность населения постепенно увеличивались. Хотя добыча соли не всегда была высокой, но сети железных дорог дали новый импульс для города, связав его с Центральной Россией и Средней Азией. Сейчас город по прежнему добывает соль и развивается. Новым направлением стали туризм и бахчеводство. Не потеряв прежний вектор развития, Соль-Илецк обретает и другие источники процветания. А ведь все начиналось с соли….
Список литературы
1 Ю.С. Туйсина, Л. Н. Явонова «Истоки», №1, 2009: Городок в степи , С 2.
2 В.П. Лапин «Соль-Илецк». История. Хронология. Экономика. Люди» с. 10 .
3 В.П. Лапин «Соль-Илецк». История. Хронология. Экономика. Люди» с. 11 .
4 И.Ф. Бобылев М.С. Клипиницер Соль-Илецк. Исторический очерк. Челябинск ,1970 г, с.4.
5 А.В. Поляков, Л.И. Футорянский. Справочник. Города Оренбургской области. Оренбург , ИПК, «ГАЗПРОМПЕЧАТЬ», 2003 г. с. 82.
6 ГАОО, ф. оп. 10, д. 1599, л. 13
7 Забвению не подлежит Н.С. Белоусов , Оренбург, 2001 г, Виктор Кожевников учитель истории Буранной средней школы. С.11
8 Аксенов, А.В. Соль-Илецкая : историко-экономический очерк (1754-1965гг) Оренбург: Бузулукская типография, 1969. С. 131