В условиях перехода общества на рыночные отношения, где ломаются привычные устои в экономики и сознании, резко возрастает социальная напряженность, происходит нарастание агрессивности во всех слоях общества, в том числе и среди младших школьников. Агрессия »молодеет» с каждым днем. В таких условиях повседневной жизни педагогам и психологам трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы социализировать ребенка в мире, полном насилия и агрессии.
В научной литературе под агрессией чаще всего понимают любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Важно отметить, что понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью понимают свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность — это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого. Агрессивность включает в себя и социально-перцептивный компонент, заключающийся в данном случае в готовности (склонности) личности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, которые сопровождаются криком, брыканием и драчливостью.
Как отмечает Т. Гаспаров к шести-семи годам примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии – частота просто физического нападения уменьшается за счет роста социализированных форм (оскорбление, борьба). В этот период у детей продолжается формироваться устойчивое отношение к себе. Ребенок на все вопросы имеет собственную точку зрения, которую активно отстаивает, что нередко вызывает неудовольствие родителей. «Помолчи!», «Тебя не спрашивают!», «Не твое дело!» Ведь в это время у ребенка появляется осознание собственной социальной значимости, которая подавляется. А ведь понимание своей личностной и социальной значимости складывается благодаря развитию самосознания и взаимодействию с теми из окружающих, чьим мнением прежде всего дорожит ребенок.
Таким образом, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми
Как отмечают Лоубер и Хей, агрессия у детей младшего школьного возраста в определенной степени является возрастной нормой. Это значит, что поведение с намерением причинить вред другому демонстрируют, по крайней мере изредка, многие, а то и большинство представителей данных возрастных групп. Однако определенная доля детей отклоняется от этой нормальной линии развития и проявляет устойчиво высокие уровни агрессивного поведения, которые уже нельзя считать возрастной нормой. Именно поведение таких индивидов и представляет особый интерес для исследователей вопросов возникновения агрессии.
1) Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.
2) Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
3) Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации, прежде всего TV.
В качестве испытуемых в нашем исследовании были взяты младшие школьники одной из школ: количество – 15 человек (девочек – 7, мальчиков – 8), возраст 9-10 лет (учащиеся 3-го класса), учатся в общеобразовательной школе.
Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»
Методика состоит из 75 вопросов. Младшим школьникам была предложена инструкция: «Прослушивая утверждения, примиряй, насколько они соответствуют твоему стилю поведения и отвечай ДА или НЕТ».
А. Басс и А. Дарки выделяют 8 показателей и форм агрессии:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.(к = 11)
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).(к = 8)
- Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.)(к = 13)
- Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
- Раздражение – склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.(к = 9)
- Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.(к = 11)
- Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания. (к = 13)
- Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно. (к = 11)
Согласно данным методики Басса и Дарки, можно сказать, что высокий уровень агрессивности имеют 2 человека (13,2%).
Средний уровень агрессивности у 5 человек, что составляет 33%.
Следовательно, низкий уровень агрессивности у 8 учащихся (53,8%).
Согласно результатам исследования агрессивности учащихся в группе преобладают лица с высоким уровнем подозрительности, вербальной агрессии и повышенным чувством вины. Это говорит о том, что испытуемые выражают в большей степени негативные чувства в форме крика, визга, угроз; очень осторожны по отношению к людям, не доверчивы, порой считают, что другие люди планируют и приносят вред; повышенное чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущает угрызения совести.
Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Степень восприятия враждебности различна, но её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека
Анализ литературы, проведенный в работе, а также результаты проведенного нами эмпирического исследования позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций педагогам, родителям и всем, кто работает с детьми младшего школьного возраста, направленных на профилактику и коррекцию агрессивного поведения младших школьников. При общении с агрессивным ребёнком родителям и педагогам важно научиться самим и научить младших школьников не загонять напряжение внутрь, а выражать свой гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Родители должны научить ребёнка договариваться, отстаивать своё мнение, подтверждать свою силу словами, манерой поведения, а не кулаками. Активным, склонным к агрессивному поведению младшим школьникам необходимо создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении, дать им больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию, например, в спортивных секциях, спортивных уголках дома и в школе, где можно лазить, прыгать, бросать мяч и т.д.
Вывод
Становление агрессивного поведения в детском возрасте сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Один из главных путей научения детей агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. В современном мире, где телевидение (и другие электронные средства СМИ и коммуникации) играет все более существенную роль, возрастает его роль как фактора, влияющего на агрессивность детей. Агрессивное поведение детей часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации.
Литература
1.Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. —
368 с.
2.Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль// Вопросы психологии.- 1992. № 5–6.
3.Тарасенко А. В. Агрессия и пути ее предупреждения // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 196-199
4 Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания//Вестник МГУКИ. — 2014. — 6 (62) ноябрь–декабр
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2015. — 352 с