В современном мире социальные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, заметно увеличили психические нагрузки на детей как в семье, так и в школе.
С 60-х годов XX века количество затруднений в сфере обучения школьников постоянно растёт [1]. По различным данным усредненное число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся.
Трудности в обучении вызывают новые проблемы: нарушение поведения в подростковом возрасте, усугубление имеющихся и появление новых нервно-психических расстройств. Школьная неуспеваемость часто приводит детей к негативному отношению не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий и трудолюбия. На этой почве происходят регулярные конфликты с учителями и родителями, которые ведут к систематическому отсутствию детей на занятиях, приобщению к антиобщественным группировкам, к различного рода правонарушениям.
Для более детального осмысления сущности такого явления как неуспеваемость необходимо исследовать и проанализировать типы неуспевающих школьников.
Несмотря на то, что неуспевающие учащиеся обладают некоторой общностью признаков, они значительно отличаются друг от друга. В каждом отдельном случае на практике наблюдаются все новые исключительные особенности, которые требуют создания новых и модернизации существующих путей персонального подхода. Подобное многообразие школьной неуспеваемости приводит к серьёзным сложностям в деятельности учителей по ее коррекции. Каждый тип неуспевающего школьника наделен характерной совокупностью некоторых свойств личности, возникнувших на основе долгосрочной неуспеваемости, которая обуславливает его результаты в обучении [7].
Каждый тип неуспевающего ученика зависит у нее от той причины, которая ее вызвала. Согласно данной классификации выделяются:
— учащиеся с неверным отношением к учебной деятельности;
— школьники, которые тяжело усваивают новый материал;
— дети, у которых не созданы и не отработаны навыки и приемы учебной деятельности;
— обучающиеся, которые не умеют трудиться;
— школьники с дефицитом познавательного и учебного круга интересов [6].
Классификацию неуспеваемости выделяет и Н.И. Мурачковский, в основе которой лежит природа взаимоотношений первостепенных особенностей личности ребенка – мыслительная деятельность и направленность личности [5].
Выделяется три типа школьников:
- Сочетание положительного отношения к учению с низким качеством мышления («хотят, но не могут»).
Для данного типа типична плохая обучаемость и успеваемость, сопряженная с довольно низким уровнем процессов мышления — анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации. Все это приводит к большим затруднениям в освоении материала учебного плана. Такие школьники пытаются адаптировать учебные задачи к собственным ограниченным потенциям или вовсе уклоняются от интеллектуального труда, в последствие чего возникает застой и задержка умственного развития наряду с отсутствием развития универсальных учебных действий.
Неудачи в учебной деятельности и неспособность поддерживать средний уровень работы всего класса не становятся для них причиной морального конфликта. Такие школьники могут сдержанно сказать о том, что им сложно даётся решение данной задачи, что они не умеют выполнять то или иное действие. Отсутствие данного противоречия содействует сохранению позиции школьника и образованию положительной направленности, потому как осознание корня неудачи наряду с положительным отношением к обучению есть прекрасный импульс для дальнейшего прорабатывания имеющихся минусов. Об этом свидетельствует и то, что школьники данного типа с желанием воспринимают содействие и поддержку учителей и товарищей, выражают готовность активного сотрудничества с ними. Такие дети часто выбирают себе в качестве друзей с потенциально более высокими возможностями в учении. Первый тип неуспевающих детей можно разделить на два подтипа:
— учащиеся, восполняющие неудачи в учебе при помощи практической деятельности. Освоение материала составляет для них определенную сложность, которая часто связана с слабо развитым процессом анализа («узость мышления»). Такие школьники имеют направленность на определенный вид деятельности в будущем и адекватную самооценку ввиду способности объективно оценивать свои возможности.
— учащиеся, избегающие трудности. Такие дети стремятся достигнуть успеха в учебе, прибегая к списыванию, изготовлению шпаргалок, различного рода ухищрениям. В отличие от школьников первого подтипа, которые, имея проблемы, все же предпринимают попытки осмыслить смысл задания, эти дети даже не делают такой попытки. У них отсутствует направленность на определенный вид деятельности, восприятие новых знаний с опорой на практический опыт.
- Сочетание отрицательного отношения к учению с достаточно высоким качеством мышления («могут, но не хотят»).
Обучающиеся данного типа по приходу в школу обладают довольно сильной подготовкой и стремлением хорошо учиться. Но их привычка проявлять интерес и усердие только к тому, что нравится негативно влияет на качество их учебной деятельности. Вся их деятельность зависит от того, «по вкусу» ли им какой бы то ни было школьный предмет [24]. Такие ученики игнорируют динамичный интеллектуальный труд, который требует больших усилий, интенсивности и стараний. В результате у детей не развиваются навыки учения и способность справляться с проблемами, формируется недобросовестность выполнения заданий и низкая скорость в их реализации. Неудачи в школе неизбежно ведут учеников второго типа к моральному конфликту, который появляется из-за расхождения глубоких возможностей интеллекта и недостаточным воплощением в жизнь данных возможностей. Это обусловлено нехваткой умения работать самостоятельно. Такой конфликт приводит как к негативному отношению к обучению, так и к отрицательным отношениям внутри школьного коллектива к такому ребенку [4]. Самооценка школьников весьма колеблющаяся, зависящая от жизненной позиции, случая или настроения. Направленность будущей деятельности может быть разной, часто приуроченной к их познавательному кругу интересов (чтение, музыка, рисование). Второй тип неуспевающих детей также можно разделить на два подтипа:
— учащиеся, компенсирующие неуспехи в школьной учебной деятельности и проблемы внутри коллектива умственной работой, которая не относится напрямую к школе. На не интересных для них уроках они занимаются своими делами, нерегулярно выполняют домашнее задание, при этом сосредоточенно слушая и работая на занимающих их занятиях. Направленность на будущее устанавливается ввиду того, какой деятельностью компенсирует ученик свои неудачи в школе.
— учащиеся, пытающиеся завести взаимоотношения в другом коллективе. Они часто вызывающее рушат учебную дисциплину, пользуются плохой репутацией внутри школьного коллектива.
- Сочетание отрицательного отношения к учению с низким качеством мышления («не хотят и не могут»).
Для данных учеников, как и для первого типа, свойственна плохая обучаемость. Слаборазвитость процессов мышления приводит к значительным затруднениям в освоении нового материала. При исполнении порученных задач у таких учащихся отсутствует критичность; проводя манипуляции с цифрами, они быстро приходят к абсурду. При этом итоги работы, которые они получают, не сопоставляются ими с результатами остальных учеников. Осуществление учебных задач таким образом указывает не только на сложности в освоении и неумении трудиться, но и о легкомысленной, опрометчивой позиции по отношении к учению. У неуспевающих детей третьего типа явственно выявляется узость мышления [2].
Весьма слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности выражается в недостатке познавательных интересов, в тенденции формирования общей направленности личности. Комплекс данных параметров фиксирует негативную позицию к знаниям, умениям и навыкам, культивируемым учителями, к самим учителям, школе. Очень часто появляется желание бросить школу. Суммарное отрицательное отношение устанавливает и их круг интересов. Физическая культура и уроки труда нравятся им больше остальных.
Таким образом, материал данной статьи концентрирует внимание как на общих признаках, типичных для неуспевающих учеников, так и на частных проявлениях, предоставляя возможность определить типы неуспевающих школьников. На основании данных критериев разработка объективной характеристики типов неуспевающих школьников дает возможность учителю своевременно обратить внимание на этих учеников и целенаправленно подготовить и развернуть профилактическую и коррекционную работу.
Литература
- Ануфриев А.Ф. Трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1998. – 158 с.
- Вавилов Юрий Павлович Проблемы учебной неуспеваемости школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pr (дата обращения: 31.03.2020).
- Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н.А. Менчинская – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.
- Меретукова Зара Кадыровна, Полушина Наталья Анатольевна Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. №3 (183). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neuspevaemost-shkolnikov-kak-problema-pedagogicheskoy-nauki-i-obrazovaniya (дата обращения: 02.04.2020).
- Мурачковский, Н.И. Типы неуспеваемости школьников / Н.И. Мурачковский // Советская педагогика. – М., 1965. — №7. – С.23.
- Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / Л.С. Славина. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 214 с.
- Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.