Задачи государственного регулирования экономики направлены на достижение цели обеспечения эффективности развития отраслей экономики.
При этом отметим, что весьма важным инструментом регулирования экономики являются налоги.
Именно налоги и налоговая система в целом активно влияют на рыночный механизм хозяйствования и управления и способствует развитию предпринимательства [1].
Налоги призваны выполнять такие функции, как:
— финансирование государственных расходов;
— обеспечение разумного соотношения между доходами различных групп населения с целью недопущения неравенства между ними;
— управляющее воздействие государства на развитие экономики страны.
Реализуя фискальную функцию, налоги обеспечивают формирование средств финансирования расходов государства.
Налоги выполняют также регулирующую или стимулирующую функции, что обеспечивает развитие бизнеса.
Налоговая политика активно реализует функцию перераспределения средств, когда государство, в соответствии с возложенными на него функциями, решает задачи по формированию и использованию финансовых ресурсов.
Следовательно, регулирующая функция характеризует воздействие налогообложения на процессы макроэкономического развития и поведение субъектов хозяйствования, т. е. реализует не только экономические отношения, но и отношения экономических агентов между собой». [3]
Распределительная и регулирующая функции налога тесно связаны с социальной и контрольными функциями.
Регулятором уровня формирования и использования финансовых ресурсов является социальная функция, которая направлена на поддержание разумного и справедливого уровня разницы в доходах высоко- и низкооплачиваемых слоев населения, характеризует степень социального расслоения и показывает долю роста минимальных доходов 10% наиболее обеспеченного населения над максимальными доходами 10% наименее обеспеченного населения.
Степень поддержания справедливого налогообложения строится на основе применения:
а) прогрессивной шкалы налогообложения;
в) различных налоговых скидок и льготных тарифов;
в) повышенных ставок на некоторые прямые и косвенные налоги (акцизы) на некоторые виды товаров и роскошь;
г) системы отчислений в страховые фонды.
Контрольная функция налогов направлена на обеспечение соответствия налоговых платежей и налоговых поступлений. Она позволяет государству контролировать объем налоговых поступлений в бюджет, дать оценку соответствия их величие потребности в финансовых ресурсах.
Отсюда вытекает, что реализация контрольной функции налогов зависит от налоговой дисциплины.
Налоговое регулирование в целом направлено на создание благоприятного инвестиционного климата, рост финансовой устойчивости производства, а также стимулирование активизация инновационной деятельности предприятий.
Налоговое регулирование призвано выполнять задачи по:
— формированию целевых централизованных фондов финансовых ресурсов и внебюджетных фондов, выступающих в форме мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач;
— установлению научно обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы;
— разработке системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу.
— правильному определению налогооблагаемой базы;
— осуществлению контроля и содействия успешной реализации финансовой политики государства.
Налоговые регуляторы выступают надежным инструментом, позволяющим государству оказывать воздействие на воспроизводственные процессы, т. е. реализуют фискальную и стимулирующую функции, когда во взимании налогов имеет место наличия монополии государства в процессе взаимоотношений его с субъектами хозяйствования, что вызывает определенные противоречия между государством и хозяйствующими субъектами [3].
Сам механизм налогового регулирования строится на основе формирования системы налогообложения.
К числу основных элементов налоговой системы относятся налоги, объекты налогообложения и ставки. Составляющими элементами налоговой системы являются также источники оплаты, льготы, санкции.
На уровне государственных органов власти решаются проблемы утверждения четких критериев элементов налоговой системы. Надо отметить, доведение налогов и механизм взимания их устанавливаются высшим законодательным органом власти.
По характеру влияния на процессы движения валового национального продукта налоги носят многофункциональный характер и налогообложение осуществляется в установленном порядке через механизм формирования налоговой базы и налогов, предоставляемые налогоплательщикам.
В рыночных условиях управления решение проблем налогового регулирования хозяйственной деятельности приобретает особую актуальность. С одной стороны, налоги являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета, создавая тем самым возможности для решения проблем финансирования государственных расходов.
Государство реализует эффективные меры, направленные на достижение оптимального баланса между необходимостью увеличения бюджетных средств и стоимостью финансирования на всех уровнях власти.
При выполнении фискальных функций государство иногда идет на несправедливость по отношению к хозяйствующим субъектам, изымая из него некоторые ресурсы, необходимые для нормального воспроизводства, перенося бремя налоговой нагрузки с собственника доходов и имущества на покупателя своей продукции и услуг, допуская двойное налогообложение и т. п. В то же время это подрывает саму налоговую базу и ведет к сокращению государственных доходов, что требует включения налоговых льгот.
В отдельных случаях расширение налоговой базы обеспечивает приведение налоговой системы в соответствие с объективными принципами формирования налогов и используется государством как механизм управления экономикой.
Через налоги достигается регулирование деятельности субъектов хозяйствования, осуществляются меры по стимулированию развития приоритетных отраслей и сфер деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности.
Налоги служат также основой для регулирования хозяйственной инициативы предприятий, включая внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность предприятий:
Налоговая система обеспечивает в целом направление и использование налогов на финансирование инвестиционных проектов и поддержку приоритетных отраслей экономики.
Налоги при этом обеспечивают структурную перестройку экономики, развитие предпринимательской деятельности в сфере бизнеса [2].
Действенность механизма налогового регулирования, основанной на законодательной базе, зависит от проводимой государством экономической политики. Элементы механизма налогового регулирования позволяют направить предпринимательскую инициативу предприятий в направлении, обеспечивающим рост доходов государственного бюджета [4].
Налоговая система занимает нейтральную позицию по отношению к конкретному участнику производства, которая отвечает требованиям принципа взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике, обеспечивая равную реализацию капитала во всех отраслях и сферах деятельности.
Изменения величины прибыли в той или иной сфере деятельности вызывают необходимость переливов капитала, что, в конечном счете, приводит к соблюдению принципа «равная прибыль на равный капитал».
Использованные источники:
- Алиев Б. Х. Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 439 с.
- Зотиков, Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76.
- Караева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учебное пособие для вузов по экон. спец. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- 4.Махмудова О.Х., Махмудова Т.Х. Налоговое регулирование экономики: сущность, цели и задачи (Научная статья): Международная научно-практическая конференция, «Общество науки и творчества», Международный научный журнал «Science Nime». Февраль, 2016.