Методы исследования: метод Б.В. Томашевского, В.Е. Хализева для выявления изобразительных средств В.Д. Лебедева
Описание исследования: В процессе исследования впервые проанализированы изобразительные средства языка в лирике В.Д. Лебедева, , исследованы лексические пласты, используемые при описании зимнего пейзажа поэзии В. Лебедева.
Результаты исследования: Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению эвенской поэзии, а в более широком плане — исследованию лирики оследующих поэтов.
Значительное место в пейзажной лирике поэта занимает описание времён года. Надо отметить, что в мировоззрении эвенов существует 6 времён года: тугэни — зима, нэлкэни – первая половина весны, нэгни – вторая половина весны, после появления зелени, дюгани — лето, мөнтэлсэ – первая половина осени, болани – вторая половина осени, после выпадения снега. Василий Лебедев красочно и образно представляет в своей поэзии необычный, снежный, яркий и своеобразный мир природы северного края в разное время года. Во многих произведениях В. Лебедева описывается зимняя красота снежного края. В стихотворении «Иңэнь төр» (Север) поэт восхищается красотой северной земли в зимнее время, который уюн бягу чөптэрэ иңэньси төрэңу/ Мунрукас хулраду дэсчиддэн — в течение девяти месяцев одет заячьей дохой; тар кадар химңэндун/ чачаскан букчэңчин — в тени скал, сжавшись сидит песец.
Самобытно интерпретируется поэтом зимний пейзаж. Во многих произведениях В. Лебедева описывается зимняя красота снежного края. В стихотворении «Иңэнь төр» (Север) поэт восхищается красотой северной земли в зимнее время, который уюн бягу чөптэрэ иңэньси төрэңу/ Мунрукас хулраду дэсчиддэн — в течение девяти месяцев одет заячьей дохой; тар кадар химңэндун/ чачаскан букчэңчин — в тени скал, сжавшись сидит песец; хуги тикрэкэн чонир один,/ Мэрэңтэч ңэнми элэкэн бидин – когда утихнет буря, землю накроет снежный навес, и тогда можно пройти на охотничьих лыжах; эрэли хякитал хэгтэтэн ургэлчэ — ветвями деревьев, ставшими тяжелыми.
Василий Лебедев не только изображает зимний пейзаж, но и воссоздает звуковой образ: киңири инэң – звенящий от стужи день, киңири тугэни – звенящая от мороза зима.
Снег для поэта является не только положительным началом, но иногда он вызывает отрицательные эмоции; так, снег укрывает следы зверей — делгэнкэ ңэндэңңон хотарман нипкэнри.
Зимний пейзаж автор использует и тогда, когда обращается к людям севера, и зовёт их быть стойким, и вопреки холодному ветру, и снегопаду: имананңа, хуги тикрэкэн/ маңчиникан илатли – и в снегопад, и в вьюгу/ ты должен стоять твердо.
Таким образом, зимний пейзаж у Василия Лебедева создается на основе самобытного, национального и своеобразного осмысления природы. Поэт перед читателями открывает уникальные образы зимнего мира: звенящую от холода стужу, блестящий от солнца снег, сияющее огнем на небе северное сияние, которое способствует созданию в стихотворении жизнеутверждающего пафоса.