Как известно, развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция.
Термин «конкуренция» находится в фундаменте именно такой экономической группы терминов, как «конкурентоспособность».
Конкуренция — это противостояние в экономике независимых производителей товаров за часть рынка. Конкуренция — важный элемент механизма рынка, созданного для управления спроса и предложения продукции, это является формой социально-экономических связей и сотрудничество рыночных личностей хозяйствования в процедуре изготовления, предложения труда и материальных ценностей, купли и реализации продукции. Первоначальными средствами конкуренции это — стоимость и характеристика продукции, отношение стоимости и характеристики, обслуживание, репутация, товарный знак фирмы.
Необходимо отличать конкурентоспособность товара и человека. Конкурентоспособность товара создается при работе определенного субъекта экономики, реализуемый, при помощи осуществления управленческие, организационные, изготовление и продажи опций. Возможность этого экономического товара хозяйствования соперничать, выигрывать в конкурентном, противостоянии в его конкурентном различии, дающий товару очень хорошие вероятности, чтобы сохранить существующие и вовлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует конкурентоспособность товара и компании.
Конкурентоспособность – это категория в экономике, которая проявляет функциональный итог пользования многих причин деяний конкуренции на разных этапах и частях рынка.
Понятие «конкурентоспособность» анализировано в разных трудах многих российских и заграничных учёных [1, 2, 6]. Из этого названия выходит, что конкурентоспособность – это прежде всего умение соперничать. Конкретизирование этого понятия раскрывает специфику предмета конкурентоспособности, задачи и размер оценивания, и дает возможность получить ответ вот на какие вопросы:
— с кем (чем) конкурировать?
— по каким критериям и показателям?
— на каком уровне конкурировать?
Решение на первого, вышеизложенного вопроса. Он лежит в основе, ведь указывает на предмет оценивания конкурентоспособности, на то, что подлежит оценке. Решение оставшихся вопросов учитывают характеристики предмета и помогают увидеть, где и каким способом реализуется умение товара конкурировать с остальными. Поэтому, конкурентоспособность как понятие не подлежит рассмотрению вне связи с объектом. Предметом оценивания могут быть продукция, компания, сферы, регионы и государства.
Под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг. Что касается конкурентоспособности предприятия, то опять же, единого определения данного термина еще не выработано [3, 4, 6, 7]. Одним из наиболее удачных определений, на наш взгляд, является определение Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала [8, С. 20]. Посмотрим, на специфику трактовки конкурентоспособности на различных этапах:
— конкурентоспособность государства;
— конкурентоспособность региона (отрасли);
— конкурентоспособность фирмы;
— конкурентоспособность продукции.
Между терминами конкурентоспособности на разных этапах, есть очень тесная зависимость внутри и извне. На конкурентоспособность страны и отрасли в итоговом результате влияют характеристики определенных производителей товаров, их возможность изготовлять конкурентоспособную продукцию. Хотя, производство конкурентоспособных товаров также может реализовываться в условиях, которые созданы для производителей товаров в отрасли и в целом в государстве.
В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Конкурентоспособность продукции определяет во многом конкурентоспособность и самой компании, его финансово-экономическое положение и престиж. Это допустимо тогда и только тогда, когда в структуре проданных товаров на часть конкурентоспособной продукции приходится большая выручка и ощутимая доля прибыли.
В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление», Фатхутдинов Р. А. определил конкурентоспособность каждого из этапов как внешние причины конкурентных достоинств продукции. То есть, с его очки зрения, с возрастанием конкурентоспособности на уровне государства, сферы, региона, предприятия, изготовленная продукция, повышаются все интегральные и частные коэффициенты конкурентоспособности продукции [7, С. 51].
Следует считать, что все этапы конкурентоспособности обладают двусторонними связями. Имеется в виду, что конкурентоспособность предметов любого из нижестоящей ступени выступает причиной конкурентоспособности объектов, которые находятся на более высоких уровнях.
Своеобразным синтетическим коэффициентом, объединяющим конкурентоспособность продукции, производителя товара, отраслевую конкурентоспособность и характеризует позицию государства на глобальном рынке, выступает коэффициент конкурентоспособности государств.
В общем типе конкурентоспособность государств можно обозначить как умение и способность государства в условиях требований независимой конкуренции изготавливать продукцию и услуги, которые удовлетворяют правилам глобального рынка, их продажа увеличивает материальное положение государства и социума в целом.
Как известно, свое понятие конкурентоспособности государства вводят в своих теориях многие ученые. Собственно, государственная конкурентоспособность, с их позиции, определяет признание или провал в определённых сферах изготовления и то место, какое государство имеет в структуре всемирного хозяйства. Государственная конкурентоспособность определяется умением промышленности всегда совершенствоваться и изготавливать инновации.
Разница в экономике государств, в их культуре, жителей, инфраструктуре, регулирование, государственных ценностях и даже в истории – все данные существенные параметры воздействует на конкурентоспособность государственных фирм. Например, М. Портер показал, что, невзирая на все увеличивающаяся значимость глобализации, государственная конкурентоспособность определяется совокупностью причин, зависящих от определенных локальных требований.
В свою очередь, конкурентное преимущество государства на мировом рынке определяется в целом, некоторым комплексом терминов, т.н., «национальным ромбом», как его именует автор. Ромб содержит в себе четыре составляющие:
— факторные требования, именно те определённых факторов (к примеру, квалифицированная рабочие или инфраструктура), они понадобятся для удачной конкуренции в этой сфере;
— требование спроса, на внутреннем рынке спрос на товары или услуги, которые предлагают данной сфере;
— родственные и поддерживающие сферы, т. е. присутствие или дефицит в государстве родственных и поддерживающих сфер, конкурентоспособных на глобальном рынке;
— план компании, ее состав и соперники, то есть какие в государстве требования, они определяют главные процедуру формирования руководства компании, и какие основные черты конкуренции на рынке внутри страны [5]. Есть еще два вспомогательных параметра, которые в большей степени влияют на положение в государстве: это случайные события, именно те, которые в управлении компании нельзя контролировать и политика государства.
Если рассматривать конкурентоспособность на уровне региона, нужно заметить, что актуальные представления об экономической идее по-разному излагают термин региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, предлагают отказаться от применения этого термина, опираясь на то, что основная задача экономической политики региона – позволить людям высокий уровень жизни. Возможность региона совершить это зависит не от какого-либо термина «конкурентоспособность», а от того, насколько эффективно используются государственные ресурсы природы, также труд и материальные ценности. Может быть, это и так на самом деле, но интегрирует эти и иные достоинства региона именно термин конкурентоспособности.
Первостепенное значение возможность фирмы быстро и адекватно реагировать на перемены в поведении клиентов, их вкусов и приоритетов. Выход на рынок с конкурентоспособной продукции – только первоначальный период в работе фирмы по осваиванию рынка и фиксированию там. Дальше идёт огромная, усердная, а самое важное – систематическая работа, чтобы управлять конкурентоспособностью товаров. Конкурентоспособность товаров лежит в фундаменте, на этапах конкурентоспособности рассмотренных позднее, это главный реквизит экономики и затрагивает целиком производителей товаров.
Таким образом, по нашему мнению, при определении термина конкурентоспособности товара, кроме покупательских и стоимостных параметров, также нужно отмечать и качественные параметры. На наш взгляд, конкурентоспособность продукции – это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода её производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при её реализации.
Список литературы
- Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллина С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с.
- Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н. Криптовалюта как элемент распределенной экономики / Междисциплинарный подход к исследованию экономики // материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. 2017. С. 25-28.
- Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н. Некоторые аспекты дефляции как системного процесса современной мировой экономики // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 14-20.
- Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта — новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. Уфа. 2018. № 4 (142). С.104-108.
- Клочко О.А. Электронная торговля и ромб Портера: работает ли теория в отраслях, возникших после ее создания? — [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-torgovlya-i-romb-portera-rabotaet-li-teoriya-v-otraslyah-voznikshih-posle-ee-sozdaniya – (Дата обращения: 21.12.2019 г.)
- Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям /
А.Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2011. – 360 с. - Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия “Высшее образование” – М.: ИНФРА – М, 2000. – 312 с.
- Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара // Маркетинговое образование. – 2004. — №1. – С.20 – 25.