Элида Спиридоновна Атласова, к.ф.н.,доцент ИЯКН СВ РФ
Мэ колдьэмут!
Мэт титинь вадул нимэлэсиичэпэ чагадьэлпэга фольклор элеменпэги сэвйулги ньиэдьил-будьэн. Таат Тэки Одулок, С. Курилов, Улуро Адо, Г. Дьячков, Н. Курилов титтэ нимэлэсуолга караваал, чуольэ ньиэдьил, чульди элэменпэги пойуол сэврэна.
Таат Тэки Одулок «Лугэл Имтеургин эдьил» нодьэ повесха, «Кичуолэл Чавлаагар» нодьэ очеркага эльин фольклор элеменпэганэ сэврэм. Тадаат С. Курилов «Ханьидуо ваай Хальарха», «Ньидьэрпэй чии» нодьэ тудэ араманпэга фольклор элеменпэганэ пойуол йусэм. Тан Улуро Адо поэзияга ваай таатбандьэрукунпэ мэ льиэнуни. Таат «Нуннии» тадат «Ньаавалданньэ мумдэл» нодьэ поэмапэ фольклор туртолиэрэн виэйуолги. Николай Курилов «Мэт моно» нодьэ ньиэдьилдага фольклор льэни. Геннадий Дьячков «Ньамучэндьэ хальарха» нодьэ пьесага чуольэ ньиэдьил пойуолни.
Таннулэк вадул нимэлэсиичэпэ чамбэлэк вадул фольклорпэги ньидьэрпэй агарэлэ мэннум.
Мифологизм и фольклоризм в литературных произведениях начинает развиваться большими темпами в 70-е годы XX века. Они стали не только чертой советской, но и всей мировой литературы. Включение мифа, сказки, легенды в произведения является одним из признаков обращения к фольклору писателей. Эти обращения имеют самые разные черты: как средство раскрытия темы, психологии героев, философичность и т.д.
Устное народное творчество юкагирского народа имеет многовековую традицию. Сейчас сохранилась лишь малая часть. Наиболее известным является лирическое сказание Идилвей. Некоторые мотивы о юкагирском фольклоре известны еще с работ В. Иохельсона, Тэки Одулока, С. Курилова, Е. Крейновича, А. Лаптева, Г.Курилова.
Актуальность темы заключается в том, чтобы возродить и сохранить устное народное творчество юкагиров созданное нашими предками, в которых есть своя философия и большое воспитательное значение.
Весь юкагирский словесный фольклор можно разделить на эпические, лирические и дидактические жанры. К эпическим жанрам относятся: мифы (чульди), сказки (караваал), предания (чуольэ ньэдьил). К лирическим жанрам относятся: песни (йахтэ), обрядовая поэзия (ондэрилпэга), заговоры (идэл). Дидактические произведения: пословицы, поговорки, загадки.
Все перечисленные жанры использовали в своих произведениях такие выдающиеся юкагирские писатели, как Тэки Одулок – первый юкагирский писатель, в повести «Жизнь Имтеургина – старшего» и в очерке «На крайнем Севере». Семен Курилов – один из ярких представителей литератур народов Севера. В романе «Ханидо и Халерха» он показывает мифологическое сознание своего народа, жизнь и сказка, которые переплетены воедино. В роман включены три известные легенды и один миф, фольклоризм в романе является средство изображения. Отличительная черта С. Курилова в том, что в романах совсем нет лирических песен (йахтэ), которые писатели Северяне часто использовали.
Далее фольклорные мотивы мы видим и в поэзии Гаврила Курилова – Улуро Адо. В таких произведениях как «Нунни», «Северное сияние» и т.д.
В картинах Николая Курилова можно увидеть элементы фольклора, также они представлены в произведениях для детей.
В драматургии Геннадия Дьячкова очень ярко отражены фольклорные жанры, такие как легенды, предания и песни. Самое известное драматургическое произведение Г. Дьячкова «Розовая чайка».
Таким образом, мы можем сказать, что устное народное творчество юкагирского народа обретает вторую жизнь благодаря юкагирским писателям, которые использовали его в своих произведениях.