Конституционно-правовая культура является частью общей правовой культуры, которая в свою очередь представляет собой совокупность, объединяющую правовую идеологию, ценности, психологию, обыденные правовые представления и социальные эмоции, по отношению к тем или иным правовым явлениям в конкретном обществе. То есть, конституционно-правовая культура – это то, как граждане государства воспринимают, понимают, используют Основной закон государства. Конституция России как основа всей системы законодательства выступает наиважнейшим аспектом для оценки правовой культуры общества.
В данной статье актуализирована тема развития конституционно-правовой культуры, поскольку на любом этапе развития государства и общества требуется совершенствование правовой системы. Также была проведена попытка анализа конституционно-правовой культуры граждан путем проведения опроса. Современное время требует формирования отдельной конституционно-правовой культуры, которая не только будет показывать уровень развития права и демократии российского общества в настоящем, но и положительно сказываться на правосознании и правовой культуре будущего поколения и правовой системы в целом.
Актуальность рассмотрения конституционной правовой культуры в механизме правового регулирования вызвана следующими причинами:
Во-первых, современный этап развития государства связан с необходимостью усовершенствования правовой российской системы. Раскрытие громадного потенциала Конституции прямо зависит от эффективности правотворческой деятельности на всех уровнях;
Во-вторых, Конституция 1993 года провозгласила на высшем уровне принципиально новые правовые идеи, задачи и цели государственного и общественного развития, что послужило основанием для того, чтобы под воздействием конституционных концепций, являющихся в совокупности цельный «идеологический пласт», сформировалось отождествленное конституционное правосознание, конституционно-правовая культура как показатель развития правовой и демократической культуры российского общества в целом [9];
В-третьих, в основе рассматриваемого вида правосознания лежит Конституция России — основной закон государства, представляющий высшую юридическую силу, который служит регулятором для всех правовых отношений на территории Российской Федерации [3].
Тема конституционно-правовой культуры затрагивается не многими юристами, авторами учебных пособий и учеными-правоведами. В своем труде Б.А. Страшун, писал о том, что «конституционно-правовая культура — это явление многообразное, тесно переплетенное с политической и правовой культурой и нередко неотделимое от них. Вместе с тем можно выделить такие яркие проявления конституционно-правовой культуры, которые прямо связаны с конституцией как основным, высшим законом государства и заслуживают особого внимания, поскольку позволяют глубже понять роль и значение конституций и конституционного права в жизни современного общества» [1, с. 131]. С высказыванием профессора Страшуна трудно не согласиться, так как в нем содержатся основные аспекты данного понятия. Однако, конституционно-правовая культура, не только политическое явление, но и глубоко социальное, социально-культурное. Это объясняется тем, что сама правовая культура, по мнению Бурнашева Г.А., предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права. Не маловажна и активная роль граждан и государственных служащих, заключающаяся в оценке необходимых социальных ценностей для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, формирование устойчивых привычек, а также, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально–правовой активности [2].
Говоря о ценности конституционно-правовой культуры, невозможно не отметить, что она является, прежде всего, основой формирования позитивного права, играет главенствующую роль в правовом правосознании, так как Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на территории Российской Федерации и выполняет важнейшую функцию в механизме реализации права [5]. Конституционная правовая культура играет важнейшую роль в механизме реализации права. Естественно, что не каждый гражданин знает полноту своих правомочий, но при отсутствии необходимых знаний, личность действует в соответствии с предписаниями основного закона государства. Кроме того, от уровня конституционного правосознания зависит действия человека в любых жизненных ситуациях, которые так или иначе связаны с правом [12].
Права человека – одна из самых дисскусионных тем человечества, в современном мире. Они закреплены в различных правовых актах, однако, полностью гарантированные и охраняемые права предоставляет только Конституционный закон государства. Права человека предоставляются всем членам социума, исходя из этого, они являются высшей ценностью общественно-социальной жизни [11]. Однако, для обеспечения полноценной реализации прав самих же граждан, существуют и конституционные обязанности. Каждый отдельно взятый человек, несет ответственность перед другими, с теми, с кем он находится в одном социально-правовом пространстве. Данные слова подтверждают неразрывную связь прав и обязанностей личности.
Конституционно-правовая культура человека и гражданина проявляется через обязанности. Так, они имеют ряд свойств и признаков, которые комплексно показывают юридическую основу прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:
Во-первых, закрепленные в Конституции права и свободы «стоят выше» всех остальных юридических прав, свобод, обязанностей, остальные нормативно правовые акты обязаны соответствовать и не противоречить Основному закону, а также они обладают особой правовой защитой. Если же они не отвечают нормам Конституции, то автоматически признаются ничтожными. При выявлении коллизий, решение будет основано на нормах Конституции. Также конституционные права, обязанности и свободы прописаны в общем виде, а более детально они изложены в отраслях и подотраслях права;
В-вторых, все права, свободы и обязанности равны и обязательны для исполнения независимо от пола, возраста, веры и т.д. Это и является одним из важнейших принципов правового равноправия;
В-третьих, права, свободы, обязанности являются непрерывными. То есть, пока человек — гражданин Российской Федерации ему гарантированы права и свободы, предусмотренные Основным законом. Кроме того, гражданин ровно также несет и обязанности;
Конституционно-правовая культура невозможна без привлечения в нее всех граждан, так как Конституция, как продукт общенародный, должна обеспечиваться и быть использована самим народом [6]. Любой юридический акт, будь то закон, либо акт исполнительного органа власти, местного органа самоуправления должен соответствовать в общественном понимании граждан представлениям о справедливости, равенстве и свободе, не противоречить Основному закону, быть предельно понятным для населения, конкретизированным, а также должен быть опубликован в общедоступном для граждан источнике. Не понимание, отчуждение, страх ведет к появлению такого отрицательного явления как нигилизм [8]. Данное явление невозможно избежать, оно «было, есть и будет», но для достижения истинных целей Конституции, а именно, создание демократического, правового государства требуется бороться с правовым нигилизмом. Для повышения уровня конституционно-правовой культуры необходимо применять различные методы:
Во — первых, самым важным является необходимость достичь всеобщего желания и стремления к повышению общей и индивидуальной культуры в частности, конституционно — правовой, у граждан России. Для этого нужно проводить непрерывную профилактическую работу по борьбе с правонарушениями, в это входит массовое просвещение и правовое воспитания населения и особенно молодежи. Исторический опыт государств, где эффективно осуществляется взаимодействие государства и граждан по популяризации мнений о праве и правопорядке, в ход берутся все возможные, имеющиеся средства: СМИ, искусство, специальные часы в школах, церковь, специальные юридические учебные заведения и так далее. Если проводить такие методы в целях повышения, непосредственно конституционно — правовой культуры, то это определенно «принесет свои плоды».
Во — вторых, «перерождение» правового сознания. «Социальные гены» передают нам правовой нигилизм, а это значит, что нужно с малых лет детям, объяснять и давать простые представления о праве и Конституции, развивая на последующих этапах взросления. Только с новым поколением людей, которые полностью используют свои права и исполняют обязанности, возможно создание общества с высокой правовой культурой [4].
В – третьих, искоренение барьера недоверия между государством и членами его общества. Данная деформация, возникает вследствие утраты веры и принятие устрашения, как универсальный, и эффективный иногда единственный, способ решения проблем внутри социума. Всё это можно искоренить лишь с постепенным введением доверия и «устранением страха перед законом», посредством оповещения населения о необходимости взаимного грамотного правопользования государством и его гражданами. В своей работе о способах повышения правовой культуры граждан, М.В.Саакян предположила активное участие государственных органов в пропаганде повышения правовой и конституционно-правовой культуры, что ни есть один из самых эффективных способов взаимодействия граждан (особенно школьного возраста) и государственных органов [7].
В ходе работы над данной статьей, был проведен опрос «ваше мнение о конституционно-правовой культуре РФ», сделана попытка охватить граждан Российской Федерации разных возрастных категорий, социального статуса, регионов. Проведенный опрос показал следующее:
Общее число опрошенных -250 человек. 62,8% (157 человек) – в возрасте от 18 до 25 лет; 19,6% — в возрасте старше 35 лет; 12,8% -в возрасте младше 18 лет и 4,8% — в возрасте от 25 до 35 лет. По месту проживания опрошенных – 77,6% — жители Республики Саха (Якутия); 16,4% — жители центральных городов: Москва и Санкт-Петербург; 6% — из таких городов как: Иркутск, Владивосток, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск, а также из Республики Крым, Краснодарского края, Республики Бурятия и Коми.
На вопрос о том, понимают ли они само понятие «конституционно-правовая культура» 88% ответили, что понимают суть данного термина; 12% опрошенных, ответили, что ре понимают. Далее на вопрос, насколько они оценивают свою конституционно-правовую культуру был получен результат, что большее количество опрошенных оценивают на «8» (25,2%), что по опросу, довольно высокая конституционно-правовая культура. На вопрос «насколько вы оцениваете общую конституционно-правовую культуру в России в целом, большинство опрошенных оценивают на «5» (24,8%) и «4» (22%), что означает средний и ниже среднего уровня конституционно-правовой культуры. Абсолютное большинство(91,2%) опрошенных, считают категорически важным повышение конституционно-правовой культуры граждан.
58.4% от числа опрошенных считают, что применение мер, по повышению конституционно-правовой культуры, необходимо с юношеского возраста и 38,8%, за то, чтобы начинать делать это с раннего детства. А в качестве мер применяемых для повышения конституционно-правовой культуры, большинство опрошенных (182 человека), считают, что беседы в школах, университетах и т.д. – самым эффективным способом, далее 133 человека, считают, что СМИ — эффективный способ. Третьим, по эффективности способом, проголосовавшие посчитали, что повышение конституционно-правовой культуры возможно лишь с новым поколением людей. Также самими опрошенными были предложены такие способы как: комплекс, всех доступных мер; комплекс мер, включающий ненавязчивое прививание системы ценностей, основанных на конституционных нормах, в том числе беседы в школах и университетах, тематические уроки на тему истории Конституции и личностей, ее создавших, круглые столы на тему, доклады, проекты; комплексный подход, включающий взаимосвязанные государственные программы, образовательные и информационные; создание горизонтальных общественных объединений, ставящих перед собой задачу «конституционно-правового просвещения»; ужесточение правовых санкций наряду с реформой системы правосудия и так далее.
Конечно, невозможно точно оценить конституционно-правовую культуру граждан Российской Федерации, но, исходя из полученных данных опроса, можно сделать вывод, что граждане РФ, считают необходимым повышение уровня конституционно-правовой культуры в Российской Федерации. При этом, сложился парадокс при оценке собственного и общего уровня конституционно-правовой культуры, возможно это вызвано, либо необъективностью оценки при прохождении опроса, либо действующие способы повышения и пропаганды повышения конституционно-правовой культуры не являются эффективными. Также, исходя из опроса, удалось выяснить, какие способы развития конституционно-правовой культуры люди, считают эффективными.
Таким образом, конституционно-правовая культура представляет собой особый вид правовой культуры, который основывается на реализации норм Конституции Российской Федерации, а также признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, где высшей ценностью являются права и свободы человека, то есть демократическое общество. Высшая форма проявления правовой культуры, во главе с конституционно-правовой культурой – неукоснительное соблюдение и четкое выполнение обязанностей и прав Конституции Российской Федерации, поскольку это основа для формирования правовой культуры других отраслевых форм правосознания и иных законов, в свою очередь это значит, что от этого зависит уровень правосознания народа в целом. Конституционно — правовая культура, как и правовая культура в целом нуждается в развитии и предприятии мер для ее повышения. Опрос граждан, показал, что тема является актуальной и требует принятия мер. Теоретическое значение конституционной и правовой культуры в механизме правового регулирования, а также их место и роль в жизни общества, определяются особенностями самой Конституции как Основного закона страны, теми идеями и принципами, на которых она построена и действует. Очень важно в целях построения гражданского общества и развития правового государства понимать и осознавать то, какими правами пользуется человек, какие реальные возможности ему предоставлены, как они гарантированы, и какое качество жизни ими обеспечивается.
Список литературы
- Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Б.А. Страшун – 3-е изд., перерраб. и доп. – М. Издательство БЕК, 2000. – 786с.
- Бурнашев Г. А. Сущность и содержание правовой культуры как нормативно-ценностной основы, цели и средства правоприменительной политики // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 112-114. — URL // https://moluch.ru/archive/234/54254/.
- Месилов М.А. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих : автореферат … кандидата юридических наук : 12.00.02. – М., 2010. – 88 с.
- Зубова Я., Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России // https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obrazovanie-kak-faktor-stanovleniya-novoy-pravovoy-kultury-rossii.
- Мамонов В., Конституционная культура – основа Российского государства https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-kultura-osnova-rssiyskogo-gosudarstva.
- Наквасина Г., Хрулева В., Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-v-mehanizme-pravovogo-regulirovaniya
- Саакян М., Пути повышения правовой культуры российского общества // https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-pravovoy-kultury-rossiyskogo-obschestva.
- Сазанов О., Особенности становления правовой культуры России https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-pravovoy-kultury-rossii.
- Степаненко Р., Особенности Российской правовой культуры в исследованиях общеправовой теории маргинальности https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rossiyskoy-pravovoy-kultury-v-issledovaniyah-obschepravovoy-teorii-marginalnosti.
- Стрыгина С., Правовая культура современной России // https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-sovremennoy-rossii.
- Шефруков А., Правовая культура в системе социальных институтов // https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-v-sisteme-sotsialnyh-institutov.
- Щеголов А., Сандул Я., Правовая культура и правовое сознание как важные состовляющие безопасности современного российского общества // https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-i-pravovoe-soznanie-kak-vazhnye-sostavlyayuschie-bezopasnosti-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva.