РЕЕСТР ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ

2 марта 1:33

Противодействие коррупции в Российской Федерации является одной из приоритетных задач государственной политики. Основой для антикоррупционной деятельности в Российской федерации является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Органы государственной и муниципальной власти в своей деятельности вопросам противодействия коррупции уделяют повышенное внимание. Работа здесь все больше приобретает черты системности. Охвачены все наиболее значимые сферы общественных отношений, подверженные коррупционным рискам. [1]оссийской ФР

Противокоррупционная деятельность заключается не только в выявлении и пресечении коррупционных преступлений, но и в профилактике и предотвращении их появления. Профилактика коррупционных правонарушений предполагает целый комплекс мер, способствующих минимизации и полной ликвидации данного явления.

Следует отметить, что Закон № 273-ФЗ не только раскрывает понятие «противодействие коррупции», но и определяет перечень основных мер по профилактике коррупции, в том числе формирование нетерпимости к коррупционному поведению в обществе, антикоррупционная экспертиза НПА и проектов НПА, предъявление квалификационных требований в установленном законом порядке к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка сведений, которые представляются указанными гражданами в установленном порядке, и др. [3]  Этот список следует дополнить таким инструментом профилактики коррупции как реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

В связи с непрерывным информационным и коммуникационным развитием совершенствуется и сфера борьбы с коррупцией. На основании ст. 15 ФЗ 273 было принято решение о создании реестра, в который будут вноситься данные о гражданах, уволенных в связи с утратой доверия. Он вступил в законную силу 1 января 2018 года. Авторы законопроекта отмечали, что до создания реестра при увольнении в связи с утратой доверия в трудовых книжках делалось указание на причину увольнения, однако эту информацию можно скрыть при дальнейшем трудоустройстве, сославшись на потерю трудовой книжки. До появления реестра прекращение договора из-за утраты доверия приравнивалось к обычному увольнению. Наличие единой открытой базы, содержащей информацию о подобных увольнениях, исключает возможность сокрытия информации, а, следовательно, и трудоустройства коррупционеров. Толчком для создания реестра также послужило резко возросшее число коррупционных преступлений: в период с 2012 по 2015 год включительно за коррупционные деяния было уволено 1200 человек, в 2016 году по причине утраты доверия было уволено около 400 служащих, а в первом полугодии 2017 года уже более 900 человек.

Реестр расположен на официальном сайте Госслужбы Российской Федерации в сети Интернет.[4] Именно открытость и общедоступность информации, содержащейся в реестре, делает его инструментом формирования негативного отношения в обществе к коррупционным преступлениям:

  • кадровые службы при отборе кандидатов на замещение должностей государственной и муниципальной службы могут оперативно проверить информацию о соблюдении кандидатом законных и этических норм;
  • потенциальный работодатель, к которому пришел устраиваться на работу уволенный чиновник, может в любой момент посмотреть информацию в реестре о человеке и только после этого принять окончательное решение о трудоустройстве (не каждый директор решится взять на работу человека, который был уволен в связи с утратой доверия, так как это может негативно отразиться на репутации самой организации);
  • и конечно же последствия, которые несет за собой внесение в реестр, предупреждает граждан от совершения неправомерных деяний.

Реестр в виде списка, который сформирован в алфавитном порядке (в формате PDF), содержит следующую информацию:

  • ФИО работника;
  • полное наименование организации, из которой он был уволен в связи с утратой доверия;
  • положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены и послужившее основанием для увольнения;
  • даты увольнения и внесения гражданина в реестр.[2]

Информация содержится в реестре в течение пяти лет с момента увольнения, следовательно, реестр постоянно обновляется. Исключить запись из реестра до истечения установленного законом срока можно всего двумя способами:

  1. отмена акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия, за совершение коррупционного правонарушения, самим органом;
  2. отмена акта, явившегося основанием для включения в реестр, в судебном порядке.

Включению в реестр подлежат не только рядовые служащие, но и высокопоставленные служащие и политики (к примеру уже в первые месяцы текущего года в реестр был официально включен бывший глава МО г.Каменск-Уральского). Почти 50% списка занимают бывшие работники органов местного самоуправления.

Механизм включения в реестр довольно понятен. Сведения включаются в реестр путем направления их уполномоченным должностным лицом соответствующего государственного органа или организации в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации. Данные сведения должны содержать информацию о: ФИО уволенного, дате его рождения, ИНН, СНИЛС, реквизитах паспорта или иного заменяющего его документа, наименовании органа или организации — места работы, занимаемой или замещаемой должности, а так же сведения о совершенном коррупционном нарушении со ссылкой на положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены.

Одновременно в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации направляется заверенная соответствующей кадровой службой копия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. В течение 10 рабочих дней с момента получения подразделением данной информации запись вносится в реестр. Стоит отметить, что уполномоченное на внесение информации в реестр должностное лицо Аппарата Правительства Российской Федерации несет установленную законодательством дисциплинарную ответственность за своевременность размещения полученной органом информации.

Подводя итог, можно прийти к выводу, что реестр с одной стороны качественный механизм в предотвращении и профилактике коррупции, однако есть небольшой недостаток. Включение в реестр не является законным запретом на прием на работу, а значит оставляет возможность трудоустройства коррупционера пусть и не на такое «теплое» место, но в какое-нибудь околобюджетное предприятие. Более того, встречаются случаи, когда уволенные с должности руководителя граждане остаются работать в том же учреждении, но уже на пару ступеней ниже по должности (подобное  встречается в бюджетных учреждениях небольших поселений). Решением этой проблемы мог бы стать полный запрет на занятие любых ответственных должностей, за исключением должностей в коммерческих организациях.

 

Список литературы:

  1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ, Учебное пособие, Самара, Издательство Самарского государственного экономического университета, 2019, д-р юрид. наук С.Н. Ревина; канд. юрид. наук П.А. Паулов; Д.В. Борякин; А.В. Сидорова
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 марта 2018 года N 228 О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия
  3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ
  4. https://gossluzhba.gov.ru/